Снегирь - красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов. Впрочем красавцы - только самцы. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела киноварно-красная. У самки красный цвет замещен буровато-серым.
Снегирь распространён почти по всей Европе, кроме самых северных и самых южных её областей, и в Азии, к северу от Гималаев до Японии. В областях умеренного климата снегири живут в одном месте или перелетают недалеко от мест гнездовья. Северные же снегири на зиму перемещаются далеко на юг. Селиться снегири предпочитают среди смешанных пород с богатыми зарослями кустарников, в горах и в хвойных лесах. Нередко снегирю вполне достаточно густой растительности и кустарников вдоль ручьев.
Эта птица всегда рядом с нами. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.
Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.
В апреле снегири приступают к строительству гнезда, которое помещают на ветвях деревьев невысоко над землей. Самка свивает его из веточек лиственных и хвойных деревьев, затем выстилает слоем тонких корешков, лишайников и шерсти. В скором времени в новом гнезде вылупятся первые птенцы. Бережливые родители выкармливают их поочередно семенами и насекомыми.
Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
Эту маленькую неприглядную птичку, беспрестанно поющую «жю-жю-жю», можно узнать по ее характерному пению.
Снегири: самец и самка
Но снегирь - не только краса и гордость наших лесов - это еще и галантный кавалер, у которого могут поучиться многие птицы.
Лучшие грозди рябины снегирь, будь он трижды голоден, все равно уступит самке. Облепят эти птицы деревце, потом перелетят на другое, затем откочуют к югу. И только с первым снегом они опять появятся в городе, недаром «снег» и «снегирь» - однокоренные слова.
Голос снегиря:
Ваш браузер не поддерживает audio элемент.Использован текст:
А. Горьканова. "Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках"
Художник: Екатерина Резниченко
С наступлением первых заморозков из лесов в город в поисках пропитания прилетают снегири.
Снегири
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? — На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее: грудка у нее не алая, а темно-серая.
Весну, лето и осень снегири проводят в тени густых дремучих северных лесов, там и строят птицы свои гнезда. Гнездышко снегиря свито из тонких сухих прутиков, мха, лишайников и выстлано пухом и перьями.
В мае в гнезде появляются бледно-зеленые яички. Самка насиживает их, а самец заботливо приносит ей корм. Родители выкармливают птенцов сначала насекомыми, а потом мягкими семенами растений.
Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника.
Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются ближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семена конского щавеля. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм!» Если вам посчастливится увидеть этих красивых птиц, тихонько полюбуйтесь ими, стараясь не спугнуть. Прекрасно сказал Н. Сладков о природе: «Нам хотелось бы похитить красоту леса, упрятать яркую птицу в клетку — чтобы всегда иметь под рукой. Как имеем картины любимых художников. Но художник-природа не любит рамок: хочешь любоваться красотой снегиря — бери вместе с ним рябину, тополь и целиком всю зиму с ее инеем и морозом. А не можешь взять — не трогай. В природе все вместе, все едино, все одно с другим».
Ответьте на вопросы
Как выглядит снегирь? (Какого цвета грудка у самца? У самочки?)
Где живут снегири летом, весной и осенью?
Когда они прилетают в наши края?
Чем питаются снегири?
Загадки про снегиря – это небольшие стихотворения, которые расскажут малышу о том, почему же эту птичку прозвали именно так. Здесь мы отобрали 25 лучших загадок для малышей.
Загадки про снегиря для детей
Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив …
Грудка ярче, чем заря. У кого?
У снегиря
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя –
Любим птичку…
Красногрудый красавец в саду
Кувыркался в пушистом снегу,
А потом он на веточку сел,
Засвистел и тихонько запел.
– Кто зимою морозной поёт,
Почки, ягоды, шишки клюёт?
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
На ветвях, украшенных
снежной бахромой,
Яблоки румяные
выросли зимой.
Яблоки по яблоне
весело снуют,
Гусениц мороженых,
яблоки клюют.
Удивительная птица
К нам зимой в окно стучится!
Не боится злых морозов,
На груди – кафтанчик розов.
На берёзу птички сели.
И на белом заалели
Словно капельки зари
Чудо – птички…
Кто сидит в тенистом парке
На рябиновых ветвях?
Красногрудый, в черной шапке,
Сзади крылышки блестят.
Весь напыщенный и важный,
Как из дальних стран визирь.
Знают все, и знает каждый,
Что зовут его…
Доклевав рябины кисть,
Красны лампочки зажглись.
Крылья каждая имеет!
Кто назвать её сумеет?
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев…
Снегирей
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? …
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри -
Там на ветках…
Он гнёзда в хвойной гуще вьёт,
И звонко, весело, поёт.
Зимой летает в стае он,
Рябину ищет на прокорм.
Увидеть можно в ближнем парке.
Он с красной грудкой, очень яркий.
Весною, полетит в Сибирь…
Ты знаешь птицу, да? …
Посмотри, какие птички:
Нет – не галки, не синички,
Прилетели к нам сегодня
Прямо в праздник новогодний!
Ярче утренней зари
Красногрудки…
Эти птицы прилетают
из студёных к нам краёв,
если дома пропитанье
вдруг закончится своё.
Наши ягоды рябины,
семена они едят.
И как будто мандарины,
гости на ветвях сидят!
Ирина Ровенская
Конспект занятия «Снегирь» (средняя группа)
Конспект занятия
Тема «Снегирь »
Возраст детей - средняя группа 4-5 лет .
Ровенская Ирина Александровна, воспитатель, МБДОУ д/с №161 г. Твери.
Образовательная область : «Художественно – эстетическое развитие» .
Интеграция с другими областями : «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Познавательное развитие»
Программное содержание :
1. Обучающие задачи :
Формировать умение создавать выразительный образ (имитация фактурности пушистого оперения) ;
Отработать умение держать кисть вертикально и ритмично ударять по силуэту снегиря ;
Закрепить знания о характерных особенностях снегиря .
2. Развивающие задачи :
Развивать эстетическое восприятие, творческое отношение к работе;
Развивать творческое мышление, образное представление и воображение;
Развивать познавательный интерес к объектам живой природы;
Развивать мелкую моторику;
Развивать умение находить скрытый смысл в тексте загадок.
3. Воспитательные задачи :
Воспитывать любовь к природе;
Формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям рисованием ;
Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
4. Речевые задачи :
Развивать основы диалогового общения и связной монологической речи;
Обогащение пассивного словаря – щебетание.
Оборудование : 4 мольберта, экран для проектора, проектор, музыкальный центр, диск с записью спокойной музыки, ноутбук, диск с видеороликом, голосами птиц.
Демонстрационный материал : лист формата А1 с изображением зимнего дерева, рисунки с изображением берлоги, зайца под кустом, белки на ветке, слайды с изображением птиц и зимнего леса.
Раздаточный материал : силуэты снегирей , салфетки, жесткие кисти, гуашь белого, черного и красного цвета, стаканчики под кисточки, клеенки.
Предварительная работа : наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, картинках, чтение стихов о птицах, беседы о жизни птиц зимой, прослушивание записей с голосами птиц.
Структура :
1. Организационный момент, игровая мотивация (2 мин)
2. Основная часть (13 мин)
3. Заключение (итог) (5 мин)
Общее время : 20 минут
Резервное время : (1-3 мин)
Контроль за усвоением детьми программного содержания :
2 часть – наблюдение за работой
3 часть – беседа
Организация детей : групповая
1 часть – стоя на ковре
2 часть – свободное передвижение, сидя за столами
3 часть – стоя у мольберта
Словарная работа :
1 часть : Игровая мотивация
Воспитатель собирает детей около себя. Дети свободно стоят.
Воспитатель : Здравствуйте, мои хорошие! В нашей группе светло и весело ! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Воспитатель : Ребята, напомните какое сейчас время года?
Дети : Зима.
Воспитатель : Да ребята, сейчас зима. А вы были в зимнем лесу?
Дети : Да.
Воспитатель : Вот и сейчас мы с вами отправимся в зимний лес.
Воспитатель : А чтобы попасть в лес я скажу волшебные слова и мы окажемся в лесу.
Воспитатель : Раз, два, три, закружись, на лесной опушке окажись!
2 часть : Основная часть
Воспитатель с детьми (под звуки леса) гуляет по зимнему лесу, рассматривая и комментируя сюжетные картины зимы .
Воспитатель с детьми рассматривают их и комментируют (берлога, заяц под кустом, белка на ветке)
Воспитатель : Ребята, давайте сядем на пенёчки.
Звучит пение птиц.
Дети : Птицы.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называется пение птиц? Пение птиц – это щебетание. Дети хором повторяют – щебетание.
Воспитатель : А чтобы узнать, какие птицы поют для нас зимой, отгадайте загадки :
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
(Воробей)
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая (Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь ) Видео
Воспитатель : Давайте рассмотрим снегиря .
Какая грудка у снегиря ?
Дети : красная, пушистая.
Воспитатель : Какая голова у снегиря ?
Дети : маленькая, чёрная.
Воспитатель : Какой хвостик?
Дети : Черный.
Воспитатель : Какие глаза?
Дети : маленькие, серые.
Воспитатель : Какой клюв?
Дети : Маленький, серый.
Воспитатель : Какого цвета крылья у снегиря ?
Дети : Серого.
Воспитатель : Чем покрыто тело снегиря ?
Дети : Перьями.
Воспитатель : Да, ребята, посмотрите какой снегирь пушистый .
Воспитатель :
Мы так хорошо рассмотрели эту птичку, так давайте и сами побудем снегирями . «Снегири »
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают по бокам)
В красных майках снегири . (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
Звучит пение снегиря .
Воспитатель : какая красивая песенка – это щебечет снегирь .
Воспитатель : вы знаете, что я услышала из этой песни. Оказывается, над лесом пролетала снежная королева и заколдовала снегирей на ветке . Этот снегирь просит расколдовать других.
Воспитатель : Что бы их расколдовать, мне нужны волшебные кисточки. Посмотрите, какие они. А волшебные они потому, что рисуют без воды.
Воспитатель : я сейчас произнесу волшебные слова, и мы снова окажемся у себя в группе и будем расколдовывать снегирей .
Воспитатель : Раз, два, три, закружись, снова в группе окажись !
Воспитатель : Рассаживаемся на свои места.
Воспитатель :
Наши волшебные кисточки помогут нам передать, какой снегирь пушистый , какое у него красивое оперение.
Воспитатель : Перед вами силуэты снегирей .
Давайте ещё раз вспомним, каким цветом мы будем рисовать грудку снегиря .
Дети : Красным.
Воспитатель : Каким цветом мы нарисуем голову, хвостик?
Дети : Черным.
Воспитатель : Каким цветом мы нарисуем крылья, глаз и клюв?
Дети : Серым.
Воспитатель : Так как серого цвета у нас нет, то мы сначала раскрасим их черным, а потом сверху добавим немного белого.
Выполнение упражнения - разминки с кисточкой :
Кисточку возьмём вот так : (кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части) .
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх-вниз, вправо-влево (выполнять движения кистью руки)
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком» .
Мы рисуем : раз, раз… (кисточку ставить вертикально, сделать несколько тычков без краски)
Все получится у нас!
Продуктивная деятельность.
Начинаем нашу работу. В процессе работы наблюдать оказывать помощь при необходимости. Обращать внимание на осанку детей. После завершения работы, дети несут снегирей на дерево .
3 часть : Заключение
Воспитатель : Ребята, где мы сегодня были? Что вы услышали в лесу? Как называется пение птиц? Что вам понравилось.
Воспитатель : А теперь мы с вами совершим главное волшебство. Возьмите своих снегирей , и мы их посадим на веточку.
В это время воспитатель читает стихотворение про стайку снегирей .
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей .
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный нос
Им рябинку принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко - красные грозди.
Звучит песня снегиря
Воспитатель : ребята снегирь говорит вам спасибо , вы помогли и расколдовали его друзей.
Оценка детских работ.
Воспитатель : Молодцы! Удивительные снегири получились у вас ! Как праздничные фонарики светятся на ветвях. А чтобы наши снегири не остались голодные, мы на следующем занятии нарисуем для них веточки рябины.