THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Снегирь - красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов. Впрочем красавцы - только самцы. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела киноварно-красная. У самки красный цвет замещен буровато-серым.

Снегирь распространён почти по всей Европе, кроме самых северных и самых южных её областей, и в Азии, к северу от Гималаев до Японии. В областях умеренного климата снегири живут в одном месте или перелетают недалеко от мест гнездовья. Северные же снегири на зиму перемещаются далеко на юг. Селиться снегири предпочитают среди смешанных пород с богатыми зарослями кустарников, в горах и в хвойных лесах. Нередко снегирю вполне достаточно густой растительности и кустарников вдоль ручьев.

Эта птица всегда рядом с нами. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.

Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

В апреле снегири приступают к строительству гнезда, которое помещают на ветвях деревьев невысоко над землей. Самка свивает его из веточек лиственных и хвойных деревьев, затем выстилает слоем тонких корешков, лишайников и шерсти. В скором времени в новом гнезде вылупятся первые птенцы. Бережливые родители выкармливают их поочередно семенами и насекомыми.

Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

Эту маленькую неприглядную птичку, беспрестанно поющую «жю-жю-жю», можно узнать по ее характерному пению.



Снегири: самец и самка

Но снегирь - не только краса и гордость наших лесов - это еще и галантный кавалер, у которого могут поучиться многие птицы.

Лучшие грозди рябины снегирь, будь он трижды голоден, все равно уступит самке. Облепят эти птицы деревце, потом перелетят на другое, затем откочуют к югу. И только с первым снегом они опять появятся в городе, недаром «снег» и «снегирь» - однокоренные слова.

Голос снегиря:

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

Использован текст:
А. Горьканова. "Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках"
Художник: Екатерина Резниченко

С наступлением первых заморозков из лесов в город в поисках пропитания прилетают снегири.

Снегири

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? — На березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее: грудка у нее не алая, а темно-серая.

Весну, лето и осень снегири проводят в тени густых дремучих северных лесов, там и строят птицы свои гнезда. Гнездышко снегиря свито из тонких сухих прутиков, мха, лишайников и выстлано пухом и перьями.

В мае в гнезде появляются бледно-зеленые яички. Самка насиживает их, а самец заботливо приносит ей корм. Родители выкармливают птенцов сначала насекомыми, а потом мягкими семенами растений.

Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника.

Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются ближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семена конского щавеля. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм!» Если вам посчастливится увидеть этих красивых птиц, тихонько полюбуйтесь ими, стараясь не спугнуть. Прекрасно сказал Н. Сладков о природе: «Нам хотелось бы похитить красоту леса, упрятать яркую птицу в клетку — чтобы всегда иметь под рукой. Как имеем картины любимых художников. Но художник-природа не любит рамок: хочешь любоваться красотой снегиря — бери вместе с ним рябину, тополь и целиком всю зиму с ее инеем и морозом. А не можешь взять — не трогай. В природе все вместе, все едино, все одно с другим».

Ответьте на вопросы

Как выглядит снегирь? (Какого цвета грудка у самца? У самочки?)

Где живут снегири летом, весной и осенью?

Когда они прилетают в наши края?

Чем питаются снегири?

Загадки про снегиря – это небольшие стихотворения, которые расскажут малышу о том, почему же эту птичку прозвали именно так. Здесь мы отобрали 25 лучших загадок для малышей.

Загадки про снегиря для детей

Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив …

Грудка ярче, чем заря. У кого?

У снегиря

Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя –
Любим птичку…

Красногрудый красавец в саду
Кувыркался в пушистом снегу,
А потом он на веточку сел,
Засвистел и тихонько запел.
– Кто зимою морозной поёт,
Почки, ягоды, шишки клюёт?

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

На ветвях, украшенных
снежной бахромой,
Яблоки румяные
выросли зимой.
Яблоки по яблоне
весело снуют,
Гусениц мороженых,
яблоки клюют.

Удивительная птица
К нам зимой в окно стучится!
Не боится злых морозов,
На груди – кафтанчик розов.

На берёзу птички сели.
И на белом заалели
Словно капельки зари
Чудо – птички…

Кто сидит в тенистом парке
На рябиновых ветвях?
Красногрудый, в черной шапке,
Сзади крылышки блестят.
Весь напыщенный и важный,
Как из дальних стран визирь.
Знают все, и знает каждый,
Что зовут его…

Доклевав рябины кисть,
Красны лампочки зажглись.
Крылья каждая имеет!
Кто назвать её сумеет?

Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…

На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев…

Снегирей

Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? …

Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.

Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри -
Там на ветках…

Он гнёзда в хвойной гуще вьёт,
И звонко, весело, поёт.
Зимой летает в стае он,
Рябину ищет на прокорм.
Увидеть можно в ближнем парке.
Он с красной грудкой, очень яркий.
Весною, полетит в Сибирь…
Ты знаешь птицу, да? …

Посмотри, какие птички:
Нет – не галки, не синички,
Прилетели к нам сегодня
Прямо в праздник новогодний!
Ярче утренней зари
Красногрудки…

Эти птицы прилетают
из студёных к нам краёв,
если дома пропитанье
вдруг закончится своё.
Наши ягоды рябины,
семена они едят.
И как будто мандарины,
гости на ветвях сидят!

Ирина Ровенская
Конспект занятия «Снегирь» (средняя группа)

Конспект занятия

Тема «Снегирь »

Возраст детей - средняя группа 4-5 лет .

Ровенская Ирина Александровна, воспитатель, МБДОУ д/с №161 г. Твери.

Образовательная область : «Художественно – эстетическое развитие» .

Интеграция с другими областями : «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Познавательное развитие»

Программное содержание :

1. Обучающие задачи :

Формировать умение создавать выразительный образ (имитация фактурности пушистого оперения) ;

Отработать умение держать кисть вертикально и ритмично ударять по силуэту снегиря ;

Закрепить знания о характерных особенностях снегиря .

2. Развивающие задачи :

Развивать эстетическое восприятие, творческое отношение к работе;

Развивать творческое мышление, образное представление и воображение;

Развивать познавательный интерес к объектам живой природы;

Развивать мелкую моторику;

Развивать умение находить скрытый смысл в тексте загадок.

3. Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь к природе;

Формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям рисованием ;

Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

4. Речевые задачи :

Развивать основы диалогового общения и связной монологической речи;

Обогащение пассивного словаря – щебетание.

Оборудование : 4 мольберта, экран для проектора, проектор, музыкальный центр, диск с записью спокойной музыки, ноутбук, диск с видеороликом, голосами птиц.

Демонстрационный материал : лист формата А1 с изображением зимнего дерева, рисунки с изображением берлоги, зайца под кустом, белки на ветке, слайды с изображением птиц и зимнего леса.

Раздаточный материал : силуэты снегирей , салфетки, жесткие кисти, гуашь белого, черного и красного цвета, стаканчики под кисточки, клеенки.

Предварительная работа : наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, картинках, чтение стихов о птицах, беседы о жизни птиц зимой, прослушивание записей с голосами птиц.

Структура :

1. Организационный момент, игровая мотивация (2 мин)

2. Основная часть (13 мин)

3. Заключение (итог) (5 мин)

Общее время : 20 минут

Резервное время : (1-3 мин)

Контроль за усвоением детьми программного содержания :

2 часть – наблюдение за работой

3 часть – беседа

Организация детей : групповая

1 часть – стоя на ковре

2 часть – свободное передвижение, сидя за столами

3 часть – стоя у мольберта

Словарная работа :

1 часть : Игровая мотивация

Воспитатель собирает детей около себя. Дети свободно стоят.

Воспитатель : Здравствуйте, мои хорошие! В нашей группе светло и весело ! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Воспитатель : Ребята, напомните какое сейчас время года?

Дети : Зима.

Воспитатель : Да ребята, сейчас зима. А вы были в зимнем лесу?

Дети : Да.

Воспитатель : Вот и сейчас мы с вами отправимся в зимний лес.

Воспитатель : А чтобы попасть в лес я скажу волшебные слова и мы окажемся в лесу.

Воспитатель : Раз, два, три, закружись, на лесной опушке окажись!

2 часть : Основная часть

Воспитатель с детьми (под звуки леса) гуляет по зимнему лесу, рассматривая и комментируя сюжетные картины зимы .

Воспитатель с детьми рассматривают их и комментируют (берлога, заяц под кустом, белка на ветке)

Воспитатель : Ребята, давайте сядем на пенёчки.

Звучит пение птиц.

Дети : Птицы.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называется пение птиц? Пение птиц – это щебетание. Дети хором повторяют – щебетание.

Воспитатель : А чтобы узнать, какие птицы поют для нас зимой, отгадайте загадки :

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

(Воробей)

На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

С жёлтой грудкой пуховой –

Шустрая (Синица)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь ) Видео

Воспитатель : Давайте рассмотрим снегиря .

Какая грудка у снегиря ?

Дети : красная, пушистая.

Воспитатель : Какая голова у снегиря ?

Дети : маленькая, чёрная.

Воспитатель : Какой хвостик?

Дети : Черный.

Воспитатель : Какие глаза?

Дети : маленькие, серые.

Воспитатель : Какой клюв?

Дети : Маленький, серый.

Воспитатель : Какого цвета крылья у снегиря ?

Дети : Серого.

Воспитатель : Чем покрыто тело снегиря ?

Дети : Перьями.

Воспитатель : Да, ребята, посмотрите какой снегирь пушистый .

Воспитатель :

Мы так хорошо рассмотрели эту птичку, так давайте и сами побудем снегирями . «Снегири »

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают по бокам)

В красных майках снегири . (Показывают грудки)

Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)

Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели!

Звучит пение снегиря .

Воспитатель : какая красивая песенка – это щебечет снегирь .

Воспитатель : вы знаете, что я услышала из этой песни. Оказывается, над лесом пролетала снежная королева и заколдовала снегирей на ветке . Этот снегирь просит расколдовать других.

Воспитатель : Что бы их расколдовать, мне нужны волшебные кисточки. Посмотрите, какие они. А волшебные они потому, что рисуют без воды.

Воспитатель : я сейчас произнесу волшебные слова, и мы снова окажемся у себя в группе и будем расколдовывать снегирей .

Воспитатель : Раз, два, три, закружись, снова в группе окажись !

Воспитатель : Рассаживаемся на свои места.

Воспитатель :

Наши волшебные кисточки помогут нам передать, какой снегирь пушистый , какое у него красивое оперение.

Воспитатель : Перед вами силуэты снегирей .

Давайте ещё раз вспомним, каким цветом мы будем рисовать грудку снегиря .

Дети : Красным.

Воспитатель : Каким цветом мы нарисуем голову, хвостик?

Дети : Черным.

Воспитатель : Каким цветом мы нарисуем крылья, глаз и клюв?

Дети : Серым.

Воспитатель : Так как серого цвета у нас нет, то мы сначала раскрасим их черным, а потом сверху добавим немного белого.

Выполнение упражнения - разминки с кисточкой :

Кисточку возьмём вот так : (кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части) .

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх-вниз, вправо-влево (выполнять движения кистью руки)

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком» .

Мы рисуем : раз, раз… (кисточку ставить вертикально, сделать несколько тычков без краски)

Все получится у нас!

Продуктивная деятельность.

Начинаем нашу работу. В процессе работы наблюдать оказывать помощь при необходимости. Обращать внимание на осанку детей. После завершения работы, дети несут снегирей на дерево .

3 часть : Заключение

Воспитатель : Ребята, где мы сегодня были? Что вы услышали в лесу? Как называется пение птиц? Что вам понравилось.

Воспитатель : А теперь мы с вами совершим главное волшебство. Возьмите своих снегирей , и мы их посадим на веточку.

В это время воспитатель читает стихотворение про стайку снегирей .

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей .

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный нос

Им рябинку принес,

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко - красные грозди.

Звучит песня снегиря

Воспитатель : ребята снегирь говорит вам спасибо , вы помогли и расколдовали его друзей.

Оценка детских работ.

Воспитатель : Молодцы! Удивительные снегири получились у вас ! Как праздничные фонарики светятся на ветвях. А чтобы наши снегири не остались голодные, мы на следующем занятии нарисуем для них веточки рябины.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама