THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ЖК РФ Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

2.1. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

При изменении способа управления МКД или выборе управляющей организации можно принять решение о сохранении прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них (ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ).

3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество, кооператив в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа управления таким домом обязаны передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, либо в случае выбора непосредственного способа управления многоквартирным домом собственнику помещения в многоквартирном доме, указанному в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком многоквартирном доме.

4. Орган местного самоуправления в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.

5. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Не допускается заключение договора управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса или в случае, если указанный конкурс признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах указанного конкурса на официальном сайте в сети "Интернет". Данное требование не применяется до определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет".

9. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны:

1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме;

2) осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме;

3) принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме либо по соглашению с ресурсоснабжающими организациями осуществлять приостановку или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.

частью 7 статьи 46 настоящего Кодекса. В случае продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме собственники помещений в данном многоквартирном доме в течение одного года со дня продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме должны выбрать на общем собрании таких собственников и реализовать способ управления данным многоквартирным домом.

15. Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

15.1. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

17. Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

Если собственников квартир в многоквартирном доме не устраивает управляющая организация, то они могут ее сменить. Однако, могут ли они сменить не одну управляющую компанию на другую, а, например, создать свое ТСЖ? Или наоборот, перейти с УК на ТСЖ? Как сменить управляющую компанию в многоквартирном доме, и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.

Можно ли сменить управляющую компанию на другую

Собственники вправе выбрать способ правления: так, они могут организовать товарищество владельцев жилья, либо же отдать правление в руки управляющей организации.

Начиная с 2015 года правила ведения деятельности для управляющих компаний сильно ужесточились: так, они обязаны проходить лицензирование. Однако их работа не всегда приносить удовлетворение владельцам квартир, тем более, что они платят за обслуживание дома приличные деньги. Именно поэтому так остро стоит вопрос о том, как поменять управляющую компанию в многоквартирном доме.

Можно ли сменить УК на ТСЖ и наоборот

Если вас интересует краткий ответ, то он положительный: можно!

Самыми распространенными причинами, почему собственники решают сменить УК на ТСЖ являются ненадлежащее исполнение услуг, а также завышенные тарифы. Завышенные тарифы – это та причина, которая может быть объяснима. УК – это коммерческие организации и значит они не могут работать не получая прибыли. Ненадлежащее оказание услуг доказать достаточно сложно, однако, все реализуемо, если собственники знакомы с нормами, которых УК должна придерживаться.

Некоторые управляющие организации не выполняют все свои обязательства указанные в договоре с собственниками, и тогда перед владельцами жилых помещений также встает вопрос и том, можно ли поменять управляющую компанию, и если можно, то лучше ее поменять на другую подобную или же создать товарищество собственников жилья. Создать товарищество после работы с УК можно, и даже иногда просто необходимо.

Для того чтобы поменять УК на ТСЖ, нужно принять решение о создании товарищества собственников жилья, а также набраться терпения, ведь на практике большинство управляющих компаний не спешат передавать бразды правления товариществам собственников жилья.

Также возможна смена и ТСЖ на УК.

Смена ТСЖ

Вопрос о том, как поменять ТСЖ на другое товарищество не имеет большого смысла. В доме, который доверил бразды правления ТСЖ, обычно есть только одно товарищество собственников и перейти в другое не получится. Однако, можно переизбрать председателя товарищества собственников жилья, если работа предыдущего вас не устраивает.

Чтобы сменить председателя ТСЖ по всем правилам, необходимо разослать каждому собственнику уведомление о собрании заказным письмом. Можно и просто оповестить всех в доме о предстоящем собрании. На собрании для его легитимности должны присутствовать не менее 50% членов ТСЖ и также не менее 50% собственников жилья.

В ходе собрания должен состоятся избирательны процесс по форме открытого или закрытого голосования, по результатам которого и будет выбран новый председатель. Обязательный элемент любого собрания ТСЖ – это протокол. После назначения нового председателя необходимо разослать уведомления в ФНС и прочие инстанции о смене председателя. ИНФС также должно внести корректировку в ЕГРЮЛ товарищество касаемо его руководителя.
Также на собрании может быть принято решение о переводе обслуживания дома к какой-либо управляющей компании.

Вам также может быть полезно ознакомиться с данной схемой:

Законодательная база

Смена управляющей компании в многоквартирном доме – это вопрос, которым задавался каждый второй собственник жилья. Однако сменить УК на деле может оказаться намного сложнее и поэтому владельцы жилья должны разбираться в законодательной базе данного действия. Основным нормативным актом, выступающим в качестве регулятора деятельности управляющих компаний, является Жилищный кодекс РФ. По действующему жилищному кодексу можно узнать обязанности УК, а также причины, по которым собственники могут сменить УК.

Основания

Владельцы квартир в многоквартирном доме могут сменить управляющую компанию по следующим причинам:

  • по желанию большей части собственников, выраженному в ходе общего собрания (в данном случае уместно говорить о невыполнении УК своих обязательств или завышении УК тарифов на обслуживание);
  • отсутствие лицензии у УК;
  • если УК не выполняет свои обязательства или выполнение, но ненадлежащим образом.

Даже одной причины будет более чем достаточно для того чтобы собственники могли перейти в другую управляющую компанию или полностью сменить тип правления.

Порядок действий по смене УК в многоквартирном доме

Порядок смены одной УК на другую предусматривает прохождение нескольких этапов. Рассмотрим их:

  1. Принятие владельцами квартир решения о том, что пора сменить управляющую компанию.
  2. Выбор новой управляющей компании.
  3. Передача протокола собрания старой и новой УК.

Кроме этих шагов подразумеваются и промежуточные этапы, а именно проведения собраний собственников квартир жилого дома. Может быть проведено несколько промежуточных собраний, а также одно основное в ходе которого будет принято решение об отказе услуг предыдущей компании, а также по результатам которого будет принято решение о выборе новой организации.

Уведомление

Для того чтобы основное совещание считалось законным, уведомление о смене управляющей компании должно быть направлено каждому собственнику дома заказным письмом не ранее чем за 10 дней до ожидаемой даты собрания.

Если не уведомить хотя бы одного владельца квартиры, то и само совещание, и его результаты могут считаться незаконными. Также для того чтобы результаты собрания были законными на нем должно присутствовать не менее половины от общего числа собственников жилья.

Порядок передачи документов

Выбранное уполномоченное лицо, либо же избранная УК или председатель ТСЖ должен обратиться в старую УК с заявлением о передаче документации. К заявлению следует приложить паспорт, протокол о смене УК, а также свидетельство о регистрации (если в старую УК обращается представитель от ТСЖ или новой УК).

Если совещание, на котором было принято решение выбрать управляющую компанию, было заочным , то помимо всего прочего к заявлению прикрепляется реестр владельцев помещений в нежилом доме, документ, который подтверждает их оповещение о предстоящем собрании, а также документы, подтверждающие проведение голосования и набор достаточного количества голосов.

Согласно действующему законодательству (2017 год) старая УК может продолжать выполнять свои функции не более двух месяцев после принятия собственниками решения о ее смене.

Проверить документы от представителя новой УК или ТСЖ старая УК обязана в течение 2 дней со дня их приема. Если старая УК обнаружит в них ошибки, то она обязана уведомить о них отправителя.

Если же с документами все в порядке, то старая УК приступает к процессу передачи документов новой УК или ТСЖ. Документы должны быть переданы новой УК или ТСЖ в течение месяца до того, как у нового правления наступит обязанность по управлению многоквартирным домом.

Еще не все поняли? Посмотрите видео, в нем тоже все рассказано как следует:

Порядок смены ТСЖ на УК

Для того чтобы сменить товарищество на УК необходимо, также как и в случае со сменой УК, организовать собрание собственников, в ходе которого необходимо рассмотреть вопрос ликвидации товарищества, а также определится с управляющей компанией. Алгоритм действий похож на уже выше описанный.

  1. Первое, что необходимо сделать, это оповестить всех собственников о проведение собрания. Когда кворум собран, можно начинать собрание.
  2. По его результатам должен быть составлен протокол, который в последствии играть важную роль в при передаче документов от товарищества собственников жилья УК.
  3. У первого также имеется два месяца на то чтобы завершить все дела и передать их в руки новой управляющей организации.

Как видим, перейти из ТСЖ в управляющую компанию не сложно.

Особняком стоит такой вопрос, как отказ предыдущей УК от передачи документов новой УК. В таком случае можно обратиться с исковым заявлением в суд.

Выбор новой управляющей компании

Выбор новой УК состоит из нескольких этапов. Рассмотри каждый из них:

  1. Подготовительные мероприятия. Так, необходимо еще до проведения собрания примерно знать какую управляющую организацию стоит выбрать, на какую желаете сменить существующую. Также в подготовительные мероприятия входит рассылка уведомлений о предстоящем собрании и его повестке дня.
  2. Проведение собрания. Для того чтобы совещание считалось законным на нем должны присутствовать как минимум 50% от общего числа собственников. Выходным материалом считается протокол. Решение принимается просто большинством голосов.
  3. После проведения собрания необходимо сделать копии протокола и выслать и в старую и новую УК.
  4. Заключение договора с новой УК.
  5. Передача документов от старой УК к новой.
  6. Заключение новой УК договоров с ресурсоснабжающими предприятиями.

Жилищным законодательством установлено, что многоквартирные дома, в целях соблюдения мер безопасности, защиты прав собственников и постоянного поддержания работоспособности инженерных коммуникаций, подлежат управлению. Для домов, количество квартир в которых превышает 16, предусмотрено лишь 2 способа управления:

  1. Управление товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами;
  2. Привлечение на договорной основе специализированных организаций - управляющих компаний.

Наиболее распространенными субъектами управления многоквартирным домом являются управляющие организации.

Выбор управляющей компании

Процедура выбора управляющей компании детально регламентирована нормами Жилищного права .

Следует отметить, что относительно недавно изменился порядок назначения управляющей компании для новостройки. Ранее при сдаче дома в эксплуатацию выбор обслуживающей организации был отдан целиком на усмотрение застройщика, таким образом, застройщиком назначалась дружественная ему или дочерняя управляющая компания. Сегодня застройщик, перед процедурой сдачи дома и передаче квартир собственникам обязан провести открытый конкурс для выбора УК. Дальнейшие вопросы управления, в том числе и вопрос создания ТСЖ отдан на усмотрение жильцов.

Выбор управляющей компании для многоквартирного дома, по общему правилу, осуществляется на общем собрании собственников путем голосования. При этом, собрание должно быть признано состоявшимся, с надлежащим оформлением всех документов. В противном случае заключение договора с управляющей компанией, выбранной при голосовании, не может считаться законным.

Управляющая компания может быть назначена и органом местного самоуправления, но только в том случае, если жильцами в течение года не было реализовано право на выбор способа управления или же все собрания собственников не могли быть признаны состоявшимися.

Основания для смены управляющей компании

В обязанности управляющей компании ЖКХ входит не только обслуживание инженерных коммуникаций, но и текущий ремонт дома для обеспечения безопасности жильцов, клининговые мероприятия, содержание общего имущества в надлежащем виде. Соответственно, за свои услуги компании взимают плату согласно утвержденному при заключении договора тарифу. Тариф устанавливается по согласованию с общим собранием собственников.

В случае если жильцы недовольны качеством оказываемых услуг и применяемыми тарифами, возникает вопрос о том, как сменить управляющую компанию ЖКХ.

Поменять управляющую компанию в многоквартирном доме можно по следующим причинам:

  • волеизъявление общего собрания собственников;
  • отсутствие у компании лицензии на ведение деятельности по управлению многоквартирным домом, которую законодательством установлено получить до 1 мая 2015 года;
  • компания была привлечена к административной ответственности за неисполнение предписаний органа государственного жилищного надзора дважды за год.

Одним из оснований привлечения к административной ответственности является обоснованная жалоба на управляющую компанию ЖКХ, поданная жильцами управляемых домов. Предметом жалобы может быть ненадлежащее оказание услуг, незаконное завышение тарифов, иные нарушения.

Порядок смены управляющей компании в многоквартирном доме

Договор на управление многоквартирным домом может быть заключен на срок не менее 1 года и не более 5 лет. По общему правилу, жильцы дома вправе досрочно расторгнуть данный договор. Расторжение договора с управляющей компанией также входит в компетенцию общего собрания собственников жилья.

Как правило, на указанном собрании происходит и выбор новой обслуживающей организации, которой будет передано в дальнейшем управление домом.

Требования к проведению такого собрания сводятся к следующему:

  • собрание должно быть инициировано хотя бы одним из собственников квартиры в доме;
  • собственники должны быть уведомлены о дате и времени собрания не менее чем за 10 дней до его проведения;
  • в объявлении должна быть обозначена повестка дня: расторжение договора с обслуживающей организацией и выбор новой управляющей компании.

Как уже говорилось выше, собрание может быть признано состоявшимся, а его решения легитимными только в том случае, если соблюдено условие кворума. Кворумом признается наличие более 50% голосов всех собственников. Следует отметить, что голоса считаются не по количеству собственников, а по площади жилых помещений, им принадлежащих. Таким образом, собственник 20 квадратных метров будет иметь 20 голосов, а 50, соответственно - 50.

При проведении собрания обязательно ведение протокола, который должен быть подписан секретарем и председателем. Как правило, председателем собрания является его инициатор.

Собрание может быть проведено как в очной, так и в заочной форме. Заочная форма подразумевает собой голосование собственников не в момент общего сбора собственников, а в течение обозначенного времени путем заполнения бюллетеня.

В качестве новой управляющей компании могут быть привлечены любые управляющие организации. Требования к управляющим компаниям ЖКХ, которые могут быть выбраны в ходе общего собрания собственников, оговорены Жилищным кодексом: они должны иметь лицензию (с 1 мая 2015 года), обеспечить доступ к информации о ее деятельности, тарифах, оказываемых услугах.

После оглашения решения общего собрания собственников о смене управляющей компании в многоквартирном доме происходит процедура заключения договора с новой компанией и переход к ней права управления многоквартирным домом. Решение собрания может обжаловать в суд любой из собственников, если посчитает смену управляющей организации незаконной и проведенной с нарушением установленных законом требований.

Процедура смены управляющей компании в многоквартирном доме весьма хлопотное мероприятие. Как правило, его проведение ложится на совет дома, инициативную группу жильцов или же на представителей организации, претендующей на управление домом. Однако рядовые жильцы дома обычно не обладают глубокими знаниями положений Жилищного кодекса, а привлечение к проведению собрания представителей УК может обернуться фальсификацией результатов голосования.

По вышеуказанным причинам к процедуре смены обслуживающей организации ЖКХ следует привлечь грамотных юристов. Юрист, специализирующийся на вопросах жилищного законодательства, может оказать следующую помощь:

  • консультирование по вопросам жилищного законодательства;
  • помощь в организации собрания, документирования его результатов, составлении протокола;
  • анализ договора управления многоквартирным домом;
  • обжалование результатов и решений общего собрания собственников;
  • иные услуги.

Смена управляющей компании может занять несколько месяцев. Весь период, пока управление не будет передано новой организации, старая УК должна выполнять свою работу в полном объеме. Кроме того, действующие нормы позволяют затягивать данный процесс. Участие в процедуре грамотного юриста позволит поменять управляющую компанию в многоквартирном доме быстро и в установленном законом порядке. У нас вы можете получить бесплатную юридическую консультацию онлайн по любым вопросам.


Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. 4. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Выбор управляющей компании многоквартирным домом закон

Аналогичные положения содержатся и в п. 5 ст. 10 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Полезное Памятка для выбора (смены) управляющей компании I. Подготовительные мероприятия. Необходимо определиться с какой управляющей компанией вы намерены заключить договор управления.

Смена одной управляющей организации на другую

Срок договора управления составляет от 1 года до 5 лет. В этом случае, необходимо за несколько месяцев до истечения срока действия договора управления провести легитимное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором будет принято решение о выборе новой управляющей организации. протокол данного собрания необходимо передать новой управляющей организации и уведомить об этом прежнюю организацию.

Прежняя управляющая организация, согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, Изменение управляющей организации до истечения срока действия договора управления. Если до истечения срока действия договора длительный период времени, измеряемый годами, то требуется расторжение договора управления в одностороннем порядке. Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса, а также в случаях, определенных соглашением сторон. В силу части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом. В соответствии с частью 8.2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора. Применительно к части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса право на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом возникает у собственников помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства. Факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства должен быть юридически оформлен.

Как можно сменить управляющую компанию

В повестке дня указанного собрания, должно быть принятие решения о выборе управляющей организации, согласовании существенных условий договора управления.

Выбор управляющей организации собственниками многоквартирного дома происходит только в том случае, если выбран способ управления – управление управляющей организацией. В случае если выбран иной способ управления домом, действуют специальные нормы жилищного законодательства. Так, ч.

Обычно, покупая квартиру, граждане не задумываются, кто будет обслуживать их новое жилье. Хорошо тем, у кого не возникает претензий к управляющей компании. Но если не повезет, стоит знать, какие управленческие права дает покупателю закон.

БЕЗ ВАРИАНТОВ

Главный документ, который регулирует деятельность по управлению жильем, в том числе в новостройке, – это Жилищный кодекс РФ (ЖК). Правда, многие управленческие вопросы в нем прописаны крайне расплывчато, что позволяет трактовать требования закона довольно широко.

Например, с одной стороны, ЖК устанавливает (в пункте 2 статьи 161), что способ управления жильем должны выбирать собственники (см. справку). Но с другой – пункт 13 статьи 161 обязывает органы местного самоуправления проводить открытые конкурсы по выбору компании для управления новостройкой (УК). Муниципалитет в течение 20 дней со дня ввода дома в эксплуатацию размещает объявление о проведении такого конкурса, который должен состояться не позднее чем в течение 40 дней со дня этой публикации. На уведомление об этом дольщиков, принявших от застройщика квартиры, отводится 10 дней. Одновременно дольщикам сообщают условия договора управления их домом. Отказаться от заключения договора с выбранной по конкурсу УК они не могут. Если за два месяца со дня подведения итогов отбора новоселы не подпишут такой договор, то он считается заключенным автоматически.

При этом в пункте 14 той же статьи говорится: до того как жильцы заключат эти договоры, управляющую компанию должен назначить застройщик – не позднее чем через пять дней после сдачи дома в эксплуатацию. Обычно в договоре долевого участия прописано согласие дольщика на то, чтобы домом управляла УК застройщика. То есть ни о каком выборе способа управления в этой схеме речи быть не может.

Логика в этом есть: даже если к моменту сдачи дома все квартиры в нем распроданы, это не значит, что жильцы въедут в них, как только застройщик выдаст им ключи. Примерно 6-8% (а в отдельных объектах – до 20%) жилья в комплексе покупают инвесторы, которые не планируют там жить. А значит, могут не появиться в квартире долгие месяцы, а то и годы. Да и остальные покупатели далеко не сразу въезжают в новые стены. А ведь ЖК требует, чтобы выбор способа управления жильем осуществлялся общим собранием собственников такого жилья. Раз собрать их для принятия такого решения сложно, то решением этого вопроса должен заняться кто-то другой – муниципалитет и застройщик.

Кроме того, право собственности новые владельцы квартир получают далеко не сразу, на это уходит обычно около полугода. А дом не может оставаться без эксплуатирующей организации: нужно убирать лестницы, вывозить мусор, проводить текущий ремонт, следить за исправностью лифтов и пр. Просто невозможно ждать, пока собственники возьмут управление в свои руки.

КОГДА ВНОСИТЬ КВАРТПЛАТУ?

Эти положения ЖК вступили в силу после принятия в июне 2015 года поправок к нему, утвержденных федеральным законом № 176. Раньше управляющую компанию мог назначить застройщик. А еще несколько лет назад действовало требование о том, чтобы он передавал дом в управление только после создания в нем товарищества собственников жилья. Это доставляло множество проблем: управлять домом уже пора, а права собственности на квартиры получили еще очень немногие покупатели, которых к тому же не созвать на собрание. Было непонятно, кто должен отвечать за содержание общего имущества дома, пока эти вопросы не решены.

Однако после вступления в силу поправок в ЖК получилось, что фактически покупатели квартир в новостройке в первые несколько лет после заселения серьезного участия в управлении домом не принимают. В этом есть плюсы и минусы.

С одной стороны, даже при въезде в квартиру с отделкой большинство новых хозяев делают хотя бы минимальный ремонт. К тому же сам переезд и обустройство на новом месте – дело крайне хлопотное. Хорошо, что в это время новоселам не приходится взваливать на себя еще и проблемы управления домом.

С другой стороны, если работа выбранной по конкурсу УК жильцов не устраивает, сменить ее будет очень сложно – по уже упомянутым причинам: необходимо общее собрание собственников. Впрочем, у новоселов есть возможность добиваться качественного обслуживания от УК, в том числе и используя Государственную жилищную инспекцию, куда можно пожаловаться на недобросовестность управленцев. В крайнем случае договор с УК расторгают по суду.

Как только покупатели подписали акт приемки-передачи, у них возникает обязательство по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом неважно, поселились ли они в новом жилище. Конечно, если хозяева ни разу там не появлялись, то за пользование электричеством, водой, газом в квартире платить не нужно – счетчики покажут, что расхода нет. Но эти ресурсы идут на обслуживание общего имущества дома: мытье лестниц, лифтов, уборку двора, – поэтому за коммунальные услуги на общедомовые нужды плата начисляется в любом случае. Мусор тоже вывозится, независимо от того, сколько человек уже заселилось в дом. Лифты функционируют. Так что отказ от оплаты под предлогом «да я и не заходил в новую квартиру» не пройдет.

СВОЙ ИЛИ ЧУЖОЙ?

Застройщики по-разному решают вопрос управления только что введенной новостройкой. Одни имеют собственные эксплуатационные службы, управляющие компании в составе своих компаний. Например, в структуре RBI есть компания «Управление комфортом», созданная в 2004 году и занимающаяся обслуживанием домов, построенных не только самим RBI, но и другими предприятиями.

УК «Легенда комфорт» занимается обслуживанием всех домов компании Legenda Intelligent Development. На сайте этой УК можно найти подробные перечни предоставляемых услуг с их расценками, написать заявку на выполнение работ.

«Колтушская Строительная Компания» не только обещает своим клиентам «обслуживание жилых комплексов и круглосуточный сервис», но и предлагает всем новоселам воспользоваться программой лояльности. «При покупке недвижимости мы возвращаем клиентам часть стоимости квартиры в виде бонусов на карту КСК Club. Они могут частично оплатить ими следующую покупку недвижимости в нашей компании или передать эти бонусы друзьям и родным с той же целью. Можно оплатить бонусами дизайн и ремонт от КСК», – рассказали в фирме.

«Главстрой-СПб» также доверяет управление только своей компании «Эксплуатация ГС-СПб».

Другие девелоперы предпочитают обращаться к услугам независимых УК. Так, Setl City сотрудничает с партнерами-управленцами «Содружество», «СтройЛинк-Сервис» и др.

Доверяет управление сторонним компаниям и «Строительный трест». Например, на основе конкурсов для обслуживания ее жилых комплексов были выбраны такие УК, как «Соотечественник», «Наш дом», «Управление комфортом», «СтройЛинк-Сервис».

У этих застройщиков своя правда: управление и эксплуатация недвижимости – это отдельный вид бизнеса, и не каждая компания желает вступать в эту сферу. Ведь это означает, что нужно содержать специальный штат сотрудников, отвечающих за обслуживание, ремонт, ведение расчетов квартплаты. Нужно закупать для этого технику и инвентарь.

По словам девелоперов, в первые годы после заселения новоселы редко выдвигают инициативы по смене способа управления домом или выбору другой УК. Им не до этого. Обычно желание взять управление в свои руки у них возникает, только когда занято уже большинство квартир в новостройке. И происходит это только в том случае, если жильцы очень уж недовольны действующей УК. Например, им кажется завышенным размер квартплаты или мусор с контейнерной площадки не вывозится неделями, лестницы никто не убирает, а сломавшиеся домофоны не чинят.

Чтобы произвести изменения в управлении, нужно организовать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. В нем должны принять участие не менее половины всех собственников, иначе принятое решение неправомочно. Собрание может проходить как очно, так и заочно – в последнем случае собственники голосуют, заполняя полученные от инициаторов бюллетени.

Инициатор собрания должен оповестить о его дате, месте и форме проведения не позднее чем за десять дней до назначенной даты. Инициатором может быть как один собственник или группа таких людей, так и управляющая компания. Решения принимаются большинством голосов. В случае смены УК сначала принимается решение расторгнуть договор с действующей УК, а потом – заключить договор с новой компанией. А вот для изменения способа управления нужно сначала проголосовать за выбор одного из трех вариантов (см. справку). И только после этого, если жильцы предпочтут ТСЖ или ЖСК, выбирать – само объединение собственников займется управлением или заключит договор с управляющей компанией.

Большинство петербургских домов выбирает последний из описанных вариантов: около 80% жилищного фонда – это ТСЖ или ЖСК, и примерно 60% из них не сами занимаются обслуживанием и эксплуатацией домов, а через приглашенные для этих целей УК.

В чем преимущество такого механизма? В одном доме, как правило, создается одно ТСЖ/ЖСК. И ему может оказаться не по карману содержать весь необходимый для управления и эксплуатации штат сотрудников (бухгалтер, юрист, секретарь, председатель ТСЖ/ЖСК и члены правления, сантехники, электрики и пр.), а также технику, инвентарь. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливают органы власти. Собрание собственников, конечно, может проголосовать за дополнительные сборы на управление и эксплуатацию. Но это происходит редко.

УК же имеет на обслуживании не один дом, а несколько десятков, а иногда и сотен. И собранных в счет квартплаты средств достаточно, чтобы укомплектовать штат и обеспечить технические возможности для их обслуживания.

Впрочем, это не аксиома. Есть множество примеров успешного управления домами через товарищество или кооператив.

Как бы то ни было, УК, ТСЖ или ЖСК должны заключить договоры на предоставление услуг по вывозу мусора и коммунальному обслуживанию – поставке воды, теплоснабжения, электроснабжения и т. д. В этом смысле управление новостройкой уже ничем не отличается от эксплуатации вторичной недвижимости. С одним лишь замечанием: в течение семи лет со дня сдачи нового дома в эксплуатацию застройщик обязан бесплатно устранять все недоделки, неполадки, неисправности, возникшие по его вине.

СПРАВКА БН

Способы управления многоквартирным домом

1. Непосредственное управление собственниками помещений

Разрешено только в том случае, если в доме не больше 30 квартир.
Собственники принимают на общем собрании все решения, касающиеся управления и эксплуатации: ремонт входной двери в подъезде, замена труб водоснабжения, заключение договоров на поставку коммунальных услуг и т. д. При этом лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также поставляющие коммунальные услуги, заключают соответствующие договоры с каждым собственником жилья в отдельности.

2. Управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) или жилищным (жилищно-строительным) кооперативом (ЖСК)

Договоры на обслуживание, текущий ремонт и предоставление коммунальных услуг заключают ТСЖ/ЖСК. Соответственно, перед ними, а не перед каждым конкретным собственником, поставщики несут ответственность за качество услуг. Может быть создано как одно ТСЖ (ЖСК) для одного дома, так и одно товарищество или кооператив для нескольких домов.

3. Управление управляющей организацией

Договоры на обслуживание, текущий ремонт и предоставление коммунальных услуг заключает УК. Перед ней поставщики отвечают за качество услуг. Может быть выбран как способ управления через УК, так и способ управления через ТСЖ/ЖСК, которые заключают договор с УК на определенные виды работ. Деятельность УК при этом контролирует товарищество или кооператив.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

Подписка на обновления

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама