THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Жостовская роспись – давняя русская традиция, появившаяся еще в первой четверти XIX века на территории подмосковной деревушки Жостово, по имени которой промысел и получил свое название. Поначалу в мастерских, открывшихся в нескольких соседних деревнях, расписывали исключительно вещицы из папье-маше. И лишь почти через сто лет, в 1922 году, Новосельцовская трудовая артель начала выпуск металлических лакированных подносов, и художники начали расписывать новую для себя продукцию.






Жостовская роспись в наше время
Сегодня мастера жостовской росписи создают уникальные металлические кованые подносы, которые можно посмотреть по ссылке http://imatreshki.ru/magazin/folder/zhostovskie-podnosy и использовать как с чисто утилитарной целью вроде подачи блюд на стол, так и в качестве элемента декора. Главный мотив росписи – букет несложной композиции, в котором присутствуют как мелкие, так и крупные цветы. По установившейся традиции роспись производят по лаковому черному фону, но иногда используются подносы зеленого, красного, серебряного и синего цвета. Иногда могут использоваться белый и темно-красный цвета. Сами подносы могут иметь различную форму:

Круглую или овальную – это классические формы жостовских подносов;
-прямоугольную;
-восьмиугольную – очень интересная форма для элементов декора;
-комбинированную и другие.

На сегодняшний день жостовские подносы – одни из самых популярных изделий, которые можно использовать в качестве стильного и дорогого подарка по любому поводу.

Где использовать подносы с жостовской росписью
Основной мотив росписи, как уже говорилось выше, – достаточно простой букет цветов. Но в целом жостовские изделия весьма разнообразны по тематике. Это причудливое переплетение листьев и ветвей, ягоды и фрукты, птицы посреди цветов, простые и сложные орнаменты и даже использование элементов хохломской и гжельской росписи.

Удивительные по красоте подносы с росписью используются в быту очень широко. Самое первое, что может прийти в голову оформителю, – использование этих сувениров для декорирования помещения. Красочный поднос может стать центральным элементом интерьера, смысловым и цветовым акцентом, способным буквально преобразить помещение.

Другое применение – элитная сервировка стола на важный семейный праздник. Поднос с росписью как нельзя лучше подчеркнет значимость момента, а заодно станет свидетельством безукоризненного вкуса хозяев.

Приобрети подносы с жостовской росписью несложно. Достаточно только посетить сайт компании «Ай, Матрешки», выбрать в каталоге изделие и оформить заказ. Понравившийся поднос очень скоро появится в вашем доме.

История росписи

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале , где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил , Невьянск , Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян - братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Этапы жостовской росписи

Замалёвок

Начало и основа композиции будущего узора.

Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Тенёжка

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»-созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка цветом

Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит

Чертёжка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка краёв подноса

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Наводка зеркального блеска

С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы еще больше блестел.

Особенности жостовской росписи

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ведущие художники жостовского промысла - А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин

Ссылки

Литература

  • Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. - Москва: Знание, 1984.
  • Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - Москва: Высшая школа, 1977.
  • Орловский Э. И. Изделия народных художественных промыслов. - Ленинград: Лениздат, 1974.
  • БСЭ. Изд. 3-е. - Москва: СЭ, 1970-1978.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жостовская роспись" в других словарях:

    Русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в начале XIX в. главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской… … Художественная энциклопедия

    Жостовская роспись - Жостовская роспись. З.А. Кледова. Поднос Весна. 1976. Русский музей. ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; возник в начале 19 в. в деревне Жостово Московской области. Декоративная живопись на металлических подносах,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    По металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье … Большой Энциклопедический словарь

    Жостовская роспись - рус. нар. промысел худож. росписи металлич. подносов, реже др. изделий. Возник в сер. 18 в. на Урале (Нижний Тагил, Невьянск, Верх Нейвинск), назв. получил по месту своего б. позднего распространения д. Жостово Моск. обл. (1 я пол. 19 в.); тогда… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Русский народный художественный промысел; возник в начале XIX в. в деревне Жостово (ныне Мытищинский район Московской области). Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими… … Энциклопедический словарь Словарь трудностей русского языка

    Изделия из дерева, папье маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Со 2 го тысячелетия до нашей эры известны китайские лаки художественные расписные, резные; к ним близки лаки… … Энциклопедический словарь


Мастер-класс с пошаговым фото "Элементы жостовской росписи"

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Материалы и инструменты:
- альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
- гуашь;
- кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
- палитра;
- баночка для воды;
- тряпочка для кисточки;
- ватные палочки.

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.



Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:
- замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).
Это очень долгий и сложный процесс.
Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.
Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.

Ход мастер-класса:

Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока -
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной... (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.

По одной из легенд, георгины раньше росли только в королевском саду и охранялись как зеница ока. Однажды юный садовник выкрал цветок и посадил под окном возлюбленной. Садовника бросили в тюрьму, однако цветок перестал быть прекрасной тайной и стал доступен простому люду.
Согласно другой легенде георгина выросла, когда земля оттаяла после ледникового периода, на месте последнего угасшего костра. Ее появление стало своеобразным символом победы жизни и началом новой эры.
Сегодня существуют тысячи сортов георгин и несколько видов их классификации.



Прежде чем нарисовать георгины с детьми, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый. Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева.


Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала - желтую, на кончик кисти - красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.



В такой же последовательности заполняем второй ряд лепестков.




А теперь легкими мазками заполняем серединку цветка. Вот такой красавчик у нас получился.


А это георгин в другом цветовом решении.


Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).

Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.


Предлагаю следующую последовательность изображения мака.




Бутон мака можно изобразить так.


Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка).
Ромашка – один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов. Из нее плетут венки, ее собирают в букеты, на ней гадают девушки: «Любит – не любит», и даже ищут ответы на заветные вопросы: «Да, нет, обязательно сбудется, лучше не предпринимать». О многих цветах сложены легенды, в том числе и о ромашке.
Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный – молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон – один мудрец подарил ему удивительный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.
Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна. Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружила поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом влюбленных.


Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью "двойной мазок". Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти - синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа - слева, строго посередине в образовавшихся промежутках.


Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист - трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Название - trifolium означает " имеющий три листа ". Трилистник, Клевер, Кашка. Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы - листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер, или трилистник, является символом Ирландии.


Чтобы нарисовать цветок клевера, нам надо смешать краски - цвет фуксии и белила. Получится нежный оттенок. Рисуем нежно-розовым цветом круг, затем кончиком кисти набираем краску цвета фуксии и рисуем маленькие штрихи в определенной последовательности (первый ряд штрихов - внизу цветка, чуть выше - второй ряд штрихов, и последний ряд - вверху цветка). Зеленой краской приемом "примакивание" рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)


Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память...Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: "Не забудь обо мне!". Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.


При изображении незабудок можно использовать ватные палочки.


Теперь переходим к изображению листьев, травки. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику "двойной мазок" для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую краску, на кончик кисти - желтую краску.


Это крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами.


Чтобы легче было нарисовать листья георгинов, розы, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок всегда делаем посередине. Называется этот мазок «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик. Затем последовательно заполняем тело листочка.

Для росписи необходимо иметь как минимум деревянные или оргалитовые заготовки, но лучше настоящие металлические подносы или другие формы.

Роспись выполняется масляными красками. Кисти желательно брать беличьи в форме лопатки и колонковые, круглые, остроконечные № 2, 3, 4, 5. Лучше иметь их в большом количестве, чтобы выбрать наиболее подходящие. Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи.

Карандаши для рисунка (Т, ТМ, М, H, HB, B) и калька для копирования, наждачная бумага с крупным и мелким зерном, альбом, а также лак (ПФ-283, ПФ-231) - это все пригодится для творческой работы.

Создание эскиза

Желательно иметь перед собой образцы изделий мастеров жостова. Но так как у нас нет подлинного образца, мы вынуждены ориентироваться на репродукции.

Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство, выбор главного композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласуя композицию с формой предмета, решив задачу в цвете, художник имеет возможность создать эскиз будущего изделия.

Подготовка изделия к росписи

Необходимо соблюдать определенные правила. При четкой фиксации локтя и полной свободе кисти руки одним неразрывным движением наносим пластичные мазки как на объемных, сферических поверхностях, так и на гладких плоскостях.

Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты.

Для упражнения необходимо проделать несколько круговых движений кистью руки. При работе можно использовать подручник.

Только освоив эти приемы росписи, можно рассчитывать на хорошее выполнение работы.

Роспись производится в строгой последовательности.

Роспись изделия

Этапы жостовской росписи

Замалёвок

Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»--созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка цветом

Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть -- уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертёжка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи -- рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка борта подноса

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Особенности жостовской росписи

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи -- цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ведущие художники жостовского промысла -- А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин

Как я расписывала изделие

Выбор изделия

Моё изделие - это лейка, она сделана из оцинкованной стали. Я приобрела её в магазине «икея». Мне нравиться работать с необычными формами, а это изделие несёт в себе и утилитарную функцию, что мне тоже очень нравиться, так как я считаю что декоративное искусство должно быть и прикладным.

Шпатлевание

На изделии нужно было зашпатлевать неровные края. Я шпатлевала однокомпонентной автомобильной шпатлёвкой в тюбике « Каменьсхват К-136-82»

Шлифование

Шлифовала металлическую поверхность наждачной бумагой.

Нанесение фонового покрытия

Красила лейку универсальной эмалью голубого цвета. Мы смешивали белую эмаль с синей, до получения удовлетворяющего наши пожелания голубого цвета.

Копчение

По традиционной технологии коптили лейку с использованием восковой свечи. Сначала я нанесла слой ПФ лака, а затем держа лейку за ручку закоптили нижнюю часть поверхности лейки и клабушок.

Разработка эскиза

Разрабатывая эскиз я рассматривала различные варианты композиций: был и букет по центру, и цветы выстроенные в ритмичный ряд. Но я остановилась на угловой композиции букета в раскидку.

Перенос эскиза на изделие

Перенос эскиза через кальку производился с помощью белой масляной краски. Сначала рисуется на кальке карандашом контур будущего рисунка. Затем нужно тонким слоем натамповать краску на кальку с помощью указательного пальца. Калька накладывается крашеной стороной на поверхность изделия и по карандашному контуру карандашом обводится контур.

Замалёвок

Нанесение силуэтов цветов разбелённой краской (розовой, голубой, сиреневой и т. д.)

Наносится сквозными красками.(марс оранжевый, краплак красный, голубая ф.ц.)

Прокладка цветом

Обретение формы букета.

Бликовка

Наносятся блики. Появление объёма.

Чертёжка

Нанесение контура, прожилок и мелких деталей букета.

Привязка

Заключительный этап росписи. При помощи тонких стебельков, травинок букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Нанесение орнамента финской пастой.

Лакирование и шлифовка

Изделие покрывают лаком и шлифуют.

Удивляющая разнообразием и разными цветами, расплескиваясь на различной глади подносов, жостовская роспись создает красочные цветочные узорчики, украшенные тоненькими деталями. Восхитительные розочки и алые маки, обычные ромашки и милые васильки, объемные пионы и светлые астры сочетаются с неизвестными, но от этого не менее удивительными цветами. Птички и бабочки , разные ягодки и фрукты смотрятся как живые на таких легких и обыденных изделиях, как подносы. Сколько ни ищи, не найдешь ни одного похожего подносика – каждый из них чем-то выделяется! Решитесь начать, ведь рисование, это несложно!

Вконтакте

Одноклассники

Как создают цветные фоны на подносах?

Жостовская фабрика декоративных росписей и раскрасок, кроме подносов с классическим черным фоном, создает изделия, на которых есть красные, синенькие, зеленые и голубые фоны. Для их изготовления на поверхность подносика наносим тоненький слой светлого лака. Пока он засыхает, присыпают его бронзовым или алюминиевым порошком . После того, как этот фон высохнет, его окрашивают специальными красками нужного оттенка, благодаря этому получается яркий и насыщенный, но и одновременно с мерцанием, немножко просвечивающий, фон.

Роспись по цветному фону нуждается в изменениях, как цветных особенностей, так и технических приемов. Так, блики лишь немножко обозначаются, а тени слегка прорисовывают.

Художественная роспись жостовских подносов

Многие мастера этого дела выполняют роспись разными беличьими кистями и масляными красками, разведенными обычным льняным маслом. Каждый мастер всегда работает над несколькими произведениями. Для создания орнамента применяется белая краска с лаком, присыпаемая порошочком из алюминия либо так называемое твореное золото – разведенное в скипидаре или в лаке прозрачного цвета, золотой порошок.

создается в два этапа : замалевка и выправка. На этапе замалевки мастер большой кисточкой рисует главный силуэт композиции на всей поверхности подносика . Для ее создания применяются разбавленные краски. Потом, поднос с нашей замалевкой, просушим в течение 12 часов в специальных шкафах для сушки.

Материалы и инструменты для работы

Что нам понадобится для создания такой росписи:

Мастер-класс по жостовской росписи

Начнем наш мастер-класс с обычных шагов.

  • Первый шаг росписи считается замалевкой. Для жостовской технологии краски нужно разбавлять белилами и немножко добавить в смесь льняное масло . Потом большими мазками нанесем на поднос рисунок. В большинстве случаев в середине изделия размещают самые объемные бутоны, вокруг них – листья и более маленькие цветки.
  • После создания замалевки изделие нужно оставить для высыхания красочки на 12 часов.
  • Начнем рисовать тенежку, таким образом, как изображено на фото. Это нанесение более темных цветов на кончики лепесточков и листиков, чтобы выполнить иллюзию объема .
  • Потом белилами высветим нужные места – этот шаг называют прокладкой. Изделие сразу приобретает красивый вид.
  • Дальше по очереди – создание бликов. Этот шаг так и называется – бликовка.
  • Наша работа подходит к завершению. Выполним чертежку – самой тоненькой кисточкой выписываем маленькие детали – прожилки на листиках и лепестках, тычинки, прожилочки. Можно взять линейку, чтобы было проще создавать мазки.
  • Изображения на жостовском подносе – это всегда одна композиция, а не просто отдельно созданные цветы. Чтобы изготовить эту целостность применяется привязка – в промежутках между цветками и листиками изображаются завитки и травинки, узорчики и точки. Именно этот шаг изготавливает тот популярный «жостовский» рисунок.
  • Теперь осталось разукрасить бортики изделия . Их можно просто обводить контрастной линией или украсить цветочным орнаментом. Этот шаг называется «уборка».
  • Вот мы и завершили нанесение изображения. Как можно заметить, каждый шаг жостовской росписи имеет свое индивидуальное название, а в целом все шаги с 5 по 9 называются «выправка».
  • Готовый подносик после высыхания нужно покрывать двумя-тремя слоями лака, давая каждому слою просохнуть по два часа. Место для сушки должно располагаться в хорошо проветриваемом помещении, при этом нужно следить, чтобы к готовому изделию не прилипли маленькие соринки или, к примеру, тополиный пух.



Наш подносик завершен, можно начинать чаепитие!

Заключение.

Существует много раскрасок жостовой росписи для ребенка. Раскраски жостовой росписи для ребенка - это картинки для раскрашивания, с изображением популярных подносов, цветков, птичек, и других элементов. Раскрашивать раскраски будет очень интересно и увлекательно деткам любого возраста. Рисунки словно создаются из мерцающей глубины, вспыхивая красочными букетами цветов из крупных бутончиков и мелких цветков. С помощью таких раскрасок ребенок легко освоит технику жостовой росписи, и сможем сам раскрасить какое-нибудь изделие, к примеру, поднос.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама