THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сергей Гугкаев, генеральный директор ракетно-космического комплекса Sea Launch (Морской старт), рассказал Rusbase, в чем значение ракеты Falcon Heavy для мировой космической отрасли и удастся ли России преодолеть отставание в этой сфере от США.

Отделим пиар от реальных технических достижений

Мы не будем рассматривать данное событие, с точки зрения спектакля (без которого не обходится ни одно событие с участием ) и «мелкого хулиганства» по Договору о космосе 1967 года, ввиду засорения околоземного пространства кабриолетом Tesla. Попытаемся отделить пиар от реальных технических достижений SpaceX.

Запуск ракеты Falcon Heavy, безусловно, значимое событие для мировой ракетно-космической отрасли.

Несмотря на то что Falcon Heavy – это связка трех ракетных блоков уже существующей ракеты Falcon 9, можно сказать, что, с точки зрения проектирования, подготовки, транспортировки, заправки и самого полета – это новая ракета.

От Falcon Heavy пострадают Boeing и Lockheed Martin

Заявленные энергетические характеристики этой ракеты делают ее на порядок более мощной в сравнении со всеми существующими носителями в США, Европе, России и Китае.

Это даст возможность SpaceX выводить по конкурентным для отрасли ценам рекордные по нынешним временам полезные нагрузки:

  • Группировки спутников
  • Сверхтяжелые одиночные космические аппараты
  • Модули

Главными «пострадавшими» от введения в эксплуатацию Falcon Heavy станут Boeing и Lockheed Martin. Их совместное предприятие ULA (United Launch Alliance) было создано специально для запусков ракет семейств Delta и Atlas для американских военных задач за очень щедрое вознаграждение.

Теперь Falcon Heavy вполне сможет заменить эти ракеты по гораздо более низким ценам.

На коммерческом же рынке Falcon Heavy наверняка подвинет европейскую Ariane-5 до начала 20-х годов, когда, предположительно, начнется эксплуатация семейства ракет Ariane-6.

Что касается дальнего , полетов на Луну, астероиды и Марс, SpaceX разрабатывает для этих целей другую, еще более мощную ракету – BFR, которая, впрочем, будет использовать технологический задел Falcon Heavy.

В ходе этой миссии SpaceX удалось одновременно вернуть и вертикально посадить два боковых ускорителя с целью их дальнейшего использования, что также является для мировой космической отрасли явлением уникальным (боковые ускорители Шаттла также плавно сажали в воду с помощью парашютов, однако они никогда не были повторно использованы).

Несмотря на то что не удалось спасти центральный ракетный блок и посадить его на морскую платформу, ясно, что сделан еще один шаг вперед в области своевременных многоразовых космических транспортных систем.

Россия теряет роль одного из мировых «космических извозчиков»

Каковы последствия данного пуска для российской ракетно-космической отрасли, переживающей непростые времена?

Сегодня, оставаясь на лидирующих позициях в сфере пилотируемого космоса и двигателестроения, Россия тем не менее теряет роль одного из главных мировых «космических извозчиков».

Falcon Heavy и продолжение пусков Falcon 9 оставляют российским ракетам очень небольшую нишу на рынке геостационарных пусков средних и тяжелых спутников.

Столкнувшись с просчетами в планировании коммерческой эксплуатации ракеты-носителя «Ангара-5», российская ракетно-космическая отрасль пытается наверстать упущенное время путем разработки новой ракеты «Союз-5». Она по своим характеристикам будет сопоставима с Falcon 9, а сверхтяжелую ракету, превосходящую Falcon Heavy, «Роскосмос» планирует создать лишь к 2028 году.

Следует отметить также, что помимо тяжелой ракеты Falcon Heavy, в настоящий момент в США полным ходом идут работы по сверхтяжелым ракетам SLS (Space Launch System) и New Glenn. Результаты этих работ мы увидим в ближайшие 2-3 года.

Российской космической отрасли нужно искать свои рынки

Таким образом, Россия в настоящий момент отстает от США в сфере создания ракет тяжелого и сверхтяжелого класса, предположительно, на 7-10 лет. Можно ли наверстать данное отставание? Имея такой колоссальный научный и человеческий потенциал, как в России, ответ, безусловно, положительный.

Однако для этого, помимо существенного финансирования и мобилизации ресурсов, нужно четко понимать, для чего нам нужно вступать в эту гонку. Зарабатывать на подобных носителях в России пока не научились.

Если Falcon Heavy, скорее всего, будет специализироваться на запусках военных спутников, то у нас с военными задачами пока справляется ракета «Союз-2». Правда, массы и размеры аппаратов существенно различаются. А коммерциализировать услуги космической деятельности мы еще только учимся и пока сильно уступаем в этом американцам.

Как это не банально звучит, но российской космической отрасли необходимо искать свой путь и свои рынки, используя все лучшее, что есть в мировой практике. И то, что сегодня от официальных лиц мы слышим слова о необходимости создания многоразовых ракет, вселяет осторожный оптимизм.

Технически, ракетоноситель Falcon Heavy представляет собой двухступенчатую ракету, внешне напоминающую всю ту же американскую «Дельта-4».

Первая ступень Falcon Heavy состоит из связки трех ракет «Falcon 9», разгоняющих всю конструкцию на первом этапе полета, а затем, по мере выработки топлива отделяющиеся от тела основной ракеты (начала два боковых, чуть позже центральный), и (в «экономном» режиме подразумевающем дальнейшее использование), не сгорающих в плотных слоях атмосферы, а безопасно приземляющихся на стартовые площадки, с помощью специальных маневровых двигателей. Двигатели первой ступени фактически имеют только один режим работы — «самый полный вперед!».

Вторая ступень оборудована такими же двигателями («Мэрлин») как и первая ступень, однако этот двигатель отличается тем, что может быть заглушен и вновь запущен несколько раз, позволяя ракете маневрировать и менять высоту орбиты.

По достижению заданной орбиты, Falcon Heavy сбрасывает головной обтекатель состоящий из двух половин и предохраняющий от повреждений полезную нагрузку. Кроме варианта с головным обтекателем, предусмотрен и вариант установки на его место космического корабля «Дракон» разработки SpaceX.

Будущее Falcon Heavy — технический прорыв или рекламный трюк?

6 февраля 2018 года Falcon Heavy впервые взлетела с мыса Канаверал и «взорвала» все мировые СМИ, превозносящие этот полет как исторический, как новую веху в космонавтике и как полный триумф SpaceX и Илона Маска.

Ни в коем случае не преуменьшая целей которых удалось добиться Маску и его компании (а полностью успешный взлет «частной» космической ракеты, по характеристикам претендующей на мировой рекорд — это уже само по себе блестящий триумф), нельзя при этом поддавшись общим восторгам назвать запуск «тяжелого «Сокола» действительно в чем-то выдающимся прорывом.

Как я уже отмечал ранее, по техническим характеристикам Falcon Heavy практически ни в чем не превзошла разработки СССР и США двадцати-тридцатилетней давности. Если принять за главное преимущество «Сокола» его возвращаемые назад ступени и экономию на запусках, то полезный вес выводимый на орбиту мало чем отличается от хорошо проверенного «Протона-М». Пока же в качестве полезной нагрузки в космос был запущен лишь электромобиль «Тесла» (также продукт одной из компаний Илона Маска), шаг конечно красивый и яркий, с точки зрения маркетинга и рекламы, но с точки зрения развития технологий или научного прорыва — ничем не выдающийся.

Первый старт Falcon Heavy прошел не совсем гладко — из трех возвращаемых ступеней успешно приземлись две, а третья разбилась при посадке, кроме того, из-за ошибки в расчетах «полезная нагрузка» (автомобиль «Тесла») был выведен совсем не на ту орбиту, как было рассчитано изначально. Тем не менее, Илон Маск на пресс конференции сообщил, что доволен результатами миссии и никаких существенных изменений в конструкции сверхтяжелого ракетоносителя Falcon Heavy не планирует. Несмотря на некоторые неприятности со стартом, ни одна из них не является для проекта такого масштаба фатальной.

В конце-концов, со слов основателя SpaceX можно понять, что сама Falcon Heavy не является для него неким конечным продуктом — скорее всего «тяжелый «Сокол»» — только очередная веха на пути к будущему. И настоящие космические прорывы человечества уже не за горами.

Первый испытательный запуск своей ракеты-носителя Falcon Heavy. Он был произведен с арендуемой компанией площадки №39А Космического центра им. Джона Кеннеди (расположен на острове Мерритт северо-западнее мыса Канаверал, штат Флорида), с которой ранее запускались пилотируемые миссии на Луну и многоразовые космические челноки Space Shuttle.

В качестве полезной нагрузки основатель SpaceX Илон Маск решил использовать не традиционные для испытательных пусков бетонные или железные блоки, а свой спорткар Tesla Roadster. Два боковых блока ракеты через 8 минут 12 секунд после старта совершили посадку на мысе Канаверал. Центральный блок мягкую посадку совершить не смог.

Falcon Heavy - американская частная ракета-носитель частично многоразового использования. Принадлежит к семейству ракет Falcon, созданных компанией SpaceX (Space Exploration Technologies; город Хоторн, штат Калифорния), основанной в 2002 году канадско- американским инженером миллиардером Илоном Маском.

Проект ракеты-носителя был анонсирован Маском в 2011 году на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне. Falcon Heavy была разработана для пилотируемых полетов и межпланетных миссий: на Луну, Марс, Плутон. Она создана на базе тяжелой ракеты Falcon 9, эксплуатируемой с 2010 года.

Характеристики

Falcon Heavy - двухступенчатая ракета-носитель. Высота (длина) - 70 м, ширина в основании - 12,2 м, диаметр одного блока - 3,66 м, стартовая масса - 1420,788 т.

Заявленная грузоподъемность Falcon Heavy: 63,8 т - на низкую опорную орбиту (НОО), 27,7 т - на геопереходную (ГПО), 16,8 т - на отлетную траекторию в сторону Марса и 3,5 т - в сторону Плутона. Таким образом, Falcon Heavy является сверхтяжелой ракетой-носителем: по наиболее распространенной классификации так называют ракеты, способные выводить более 50 т на НОО.

Как и базовая Falcon 9, она оснащена кислородно-керосиновыми ракетными двигателями производства SpaceX: Merlin 1D и Merlin Vacuum.

Первая ступень состоит из центрального и двух боковых блоков, представляющих собой модернизированные первые ступени Falcon 9. В общей сложности на первом этапе задействованы 27 двигателей - по девять в каждом блоке. Конструкция боковых блоков (ускорителей) немного упрощена, их двигатели работают меньше, чем двигательная установка центрального блока. Боковые ускорители первыми отделяются от ракеты. Все три блока первой ступени - многоразовые, для возвращения на Землю они оснащены раскладывающимися посадочными опорами.

Вторая ступень аналогична той, что используется в Falcon 9. Ее работу обеспечивает один двигатель Merlin Vacuum многократного включения. Топливные баки всех ступеней изготовлены из алюминий-литиевого сплава.

Головной обтекатель ракеты способен вместить как корабль Dragon разработки SpaceX, так и более тяжелый и объемный груз.

Планы по запускам

Помимо Космического центра им. Джона Кеннеди, SpaceX планирует проводить запуски Falcon Heavy с арендуемой компанией стартовой площадки базы ВВС Ванденберг (штат Калифорния). По оценкам Маска, один запуск Falcon Heavy с выводом полезного груза массой не более 10 т на ГПО будет обходиться примерно в $90 млн. Запуски тяжелых версий американских ракет Delta IV и Atlas V составляют около $400 млн и $230 млн соответственно. Стоимость запуска российского "Протона-М" оценивается в $65 млн.

Первоначально первый демонстрационный испытательный запуск Falcon Heavy планировалось осуществить в 2013 году. Но затем он неоднократно переносился. Это было связано с необходимостью доработок ракет Falcon 9.

В планы компании входит использование Falcon Heavy для запуска пилотируемой версии Dragon, в том числе с туристами на борту для облета Луны, а также запуск беспилотного корабля Red Dragon с миссией на Марс (для отработки будущих пилотируемых полетов на эту планету).

Сравнение с другими ракетами тяжелого класса

После принятия в эксплуатацию Falcon Heavy с максимальной грузоподъемностью 63,8 т станет единственной в мире эксплуатируемой ракетой-носителем сверхтяжелого класса. Существующие ныне "тяжелые" версии Delta IV и Atlas V рассчитаны на максимальный груз весом до 28,37 т и до 18,51 т соответственно (при выведении груза на низкую опорную орбиту). Новая китайская ракета "Великий поход - 5" (первый запуск состоялся в ноябре 2016 года) может выводить в космос до 14 т (в перспективе - до 25 т).

Российская ракета-носитель "Протон-М" имеет грузоподъемность до 22,4 т, проектируемая "Ангара-А5" - до 24,5 т (ее вариант "Ангара-А5В", который рассматривается для запусков с космодрома Восточный, - до 37,5 т).

Европейская Ariane 5 выводит до 20 т, японская H-IIB - до 16,5 т.

При этом Falcon Heavy не сможет превзойти сверхтяжелые ракеты-носители, разработанные в прошлом веке: американскую Saturn V (грузоподъемность до 140 т, использовалась для запусков пилотируемых кораблей Apollo на Луну) и советскую "Энергию" (105 т; была предназначена для запуска многоразовых орбитальных кораблей "Буран").

Space X успешно запустила в космос самую тяжелую ракету в истории. Очередной успех Илона Маска злит скептиков и мотивирует разработчиков космических аппаратов. Эксперты «Фонтанки» все же уверены, что запуск сверхтяжелой ракеты открывает новые перспективы для всего человечества.

фото с сайта twitter.com, пользователь SpaceX

Тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy ушла в космос с ревом 27 двигателей, выполнив успешный, хоть и не безупречный, вывод полезной нагрузки. Вместо обычных для тестовых запусков бетонных блоков балластом выступил электромобиль Tesla Roadster с манекеном космонавта в салоне. Все ступени отработали штатно, а три из четырех ускорителей затем успешно приземлились обратно. Одним из самых впечатляющих моментов был синхронный подход дуэта ракет к площадке для одновременного приземления. Картину испортила лишь центральная часть первой ступени. Из-за неисправности двух двигателей она не смогла замедлиться и рухнула в воду в 100 метрах от беспилотной баржи «Конечно я всё ещё люблю тебя». Эта часть ракеты разрушилась полностью, а разлетающиеся обломки повредили двигатели судна. Весь полет Falcon Heavy занял 10 минут.

Почти сразу же после завершения трансляции, которую смотрело 2,5 млн человек, в Интернете стали появляться обновленные указатели для скептиков. В длинном списке аргументов, завершающихся одинаковой фразой «вот тогда и поговорим», указатель переместился на позицию ниже: с успешного запуска летавшей в космос ракеты и тяжелого Falcon Heavy к готовящемуся запуску космического корабля Dragon 2. Специалист по выведению полезной нагрузки в космос Игорь Афанасьев объясняет, что запуск Falcon Heavy означает – Илон Маск последовательно реализует заявленные задачи. «Пусть с сильным опозданием, это нормально, но шаг за шагом», – отмечает эксперт.

Ракета Falcon Heavy стоит в ряду самых крупных ракет, когда-либо создававшихся человеком. При стартовой массе 1 402 тонны она способна выводить на низкую околоземную орбиту до 63,8 тонны. Крупнее неё за всю историю человечества была лишь монструозная ракета Saturn V, стартовая масса которой была 2 970 тонн. В начале 70-х она использовалась для лунной миссии астронавтов США. В Советском Союзе самой большой ракетой была сверхтяжелая «Энергия», стартовая масса которой составляла 2400 тонн. По проекту, она могла выводить на низкую околоземную орбиту до 100 тонн полезной нагрузки. Оба гиганта существовали лишь в эпоху космической гонки между двумя сверхдержавами.

Во времена коммерческих запусков в космос важным параметром является стоимость всей операции по выводу полезной нагрузки. Поэтому ракеты должны не только безопасно доставлять тяжелые грузы, но и делать это выгодным с экономической точки зрения способом. Стоимость первого запуска Falcon Heavy составила около 90 млн долларов. Последующие запуски должны быть дешевле за счет использования вернувшихся из полета ускорителей.

Сейчас сложно сказать, как Falcon Heavy повлияет на рынок запусков, поскольку у него нет не только конкурентов, но и весьма ограниченное количество потенциальных клиентов. Создатели спутников привыкли к более жестким ограничениям по весу аппаратов. «Непосредственно сейчас Falcon Heavy на рынок запусков вряд ли повлияет, – считает Игорь Афанасьев, – но он подвигает разработчиков спутников и других космических аппаратов делать технику с повышенными характеристикам и гораздо большей массы, которая недоступна современным носителям».

В свою очередь создание более тяжелых ракет открывает новые перспективы не только для компаний, разрабатывающих спутники, но и для пользователей услуг, поставляемых из космоса. Как рассказал сотрудник российской частной космической компании Dauria Aerospace Виталий Егоров, более тяжелый спутник сможет заменить собой несколько легких.

«Если аппарат больше, то на него можно поставить больше ретрансляторов, увеличить солнечные батареи, залить больше топлива. Один спутник сможет работать за четверых. Открываются новые возможности для изучения других планет. Можно запускать большие телескопы, тяжелые марсоходы, межпланетные станции, добыть грунт Марса, например. Это уже ученых может заинтересовать», – уверен Виталий Егоров.

В свою очередь более длинный рабочий цикл спутника означает отсутствие необходимости чаще выполнять запуски, что снижает издержки для провайдера услуг. Все это может сказаться на условиях их предоставления для потребителей на поверхности Земли. «Может повыситься качество привычных сервисов, например телевизионной картинки. Цены на существующие сервисы могут снизиться, а пропускная способность повыситься. Это касается спутникового Интернета или связи. Могут появиться и совершенно новые сервисы, например «гуглокарты» в реальном времени», – рассуждает Виталий Егоров.

Россия тоже ведет разработки тяжелых и сверхтяжелых ракет. Главная ставка сделана на модификацию тяжелой ракеты-носителя «Ангара». В сверхтяжелом варианте «Ангара-А5В» при стартовой массе около 815 тонн должна будет доставлять на низкую околоземную орбиту до 37,5 тонны. Однако сроки начала ее эксплуатации пока неизвестны. Ближайший тестовый запуск с космодрома Восточный запланирован на 2027 год. Пока развивается лишь тяжелая «Ангара-А5», которая является конкурентом Falcon 9 Илона Маска и в будущем должна заменить советские «Протон-М». Ее стартовая масса 780 тонн при способности выводить на низкую околоземную орбиту до 24 тонн груза. Тогда как у Falcon 9 стартовая масса 549 тонн при способности выводить на низкую околоземную орбиту до 22,8 тонны.

«Ангара» готовится к пускам. В Плесецк отправлены блоки двух ракет. Параллельно идет сертификация серийного производства в Омске на предприятии "Полет", которое будет выпускать блоки УРМ-1 нижних ступеней. УРМ-2 верхней ступени выпускается в Москве», – рассказал Игорь Афанасьев.

Стоимость запуска «Ангары-А5» сейчас оценивается в 100 млн долларов, что на треть дороже «Протона-М». Ожидается, что после начала эксплуатации в 2021 стоимость «Ангары-А5» снизится в 1,5 раза, и к 2025 году ее запуск будет дешевле запуска «Протона-М». Стоимость запуска тяжёлой ракеты Falcon 9 Илона Маска с возвращающейся первой ступенью сейчас составляет 62 млн долларов.

Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"

Личный электромобиль главы компании Илона Маска — вишневый Tesla Roadster с одетым в скафандр производства SpaceX водителем-манекеном (в будущем в таких скафандрах будут летать астронавты компании). По словам Маска, традиционно во время испытаний в качестве полезной нагрузки используются бетонные блоки. Основателю SpaceX это показалось скучным.

При старте аудиосистема электромобиля играла песню Дэвида Боуи Space Oddity, песня включалась и на трансляции пуска. На экране, установленном в приборную панель автомобиля, во время запуска горела надпись «Не паниковать!» (отсылка к роману «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса).

Видео: SpaceX

Вторая ступень должна была сесть на морскую платформу Of Course I Still Love You, но связь с ней во время посадки была потеряна. Как выяснилось позднее, центральный ускоритель промахнулся мимо платформы, так как смог включить только один из трех двигателей. Ускоритель вошел в воду со скоростью около 480 км/ч примерно в ста метрах от платформы. В остальном запуск ракеты был успешным.

Через час после запуска верхняя ступень ракеты достигла высоты 7 тыс. км, сообщил в своем Twitter Илон Маск. «[Ракета] проведет пять часов в поясах Ван Аллена, а затем попытается произвести финальный прожиг топлива до Марса», — написал основатель SpaceX.​​

Последний прожиг топлива прошел удачно, затем написал Маск. Он опубликовал в своем Twitter траекторию полета автомобиля, превышающую орбиту Марса. Tesla направится к астероидному поясу.

Ранее Маск подчеркнул, что запущенный им автомобиль будет находиться на орбите «на протяжении миллиардов лет или около того», если ракета не взорвется при взлете».

https://www.instagram.com/p/BezcvpzAgYI/

Что такое Falcon Heavy

Falcon Heavy — сверхтяжелая ракета-носитель, способная доставлять на низкую опорную орбиту до 63,8 т, сказано на официальном сайте SpaceX. Как отмечает Илон Маск, это «больше, чем масса заправленного топливом авиалайнера Boeing 737 с пассажирами, экипажем и багажом на борту», и как минимум в два раза превышает возможности ближайшего конкурента — ракеты-носителя Delta 4. О разработке было объявлено в 2011 году. Компания утверждает, что стоимость пуска составляет примерно $90 млн. Этот старт обойдется в три раза дешевле, чем старт Delta 4, сказал Маск.

Пуск тяжелой ракеты-носителя США Delta 4 Heavy, способной вывести около 28 т на околоземную орбиту, стоит $164-400 млн.

У первой ступени Falcon Heavy 27 двигателей.

Сверхтяжелый эксперимент

В мире всего четыре страны — США, Россия, Франция и Китай — располагают тяжелыми ракетами. Сверхтяжелые носители запускали только два государства — США и СССР. Речь идет об американской Saturn V (13 успешных пусков в 1967-1973 годах), которая смогла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т, и советской ракете «Энергия», которая выводила космический корабль «Буран» около 30 лет назад. Запуск Falcon Heavy по разным причинам переносился более десяти раз.

Успешный запуск этой ракеты будет означать, что впервые в истории частная компания смогла построить сверхтяжелую ракету и запустить ее, отметил создатель сообщества «Открытый космос» Виталий Егоров. «Энергия» и Saturn V производились государственными компаниями по госзаказу для осуществления сложных проектов, напомнил эксперт. Маск же создал сверхтяжелую ракету, которую у него никто не заказывал, подчеркнул Егоров.

«Пока Илон Маск рассчитывает, что у него будут заказывать пуски «по два спутника за раз» на геостационарную орбиту. Возможно, Пентагон проявит интерес большие спутники запускать. Но вообще для Маска это эксперимент. Высшая цель — достижение Марса. Для ее осуществления Маску необходимо, чтобы специалисты SpaceX получили опыт эксплуатации сверхтяжелых ракет», — пояснил собеседник РБК.

Удачный запуск Falcon Heavy для отрасли означает еще одну попытку войти в сегмент очень тяжелых ракет, отметил в разговоре с РБК бывший менеджер Центра имени Хруничева, участвовавший в разработке «Ангары», гендиректор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин. Но существенно удешевить вывод спутников не получится, так как нет такого количества коммерческих заказов, отметил он.

Главный вопрос — чем такую ракету загрузить, подчеркивает Пушкин. «Может быть, Маск ориентируется на орбитальные станции и производство в космосе, а также туристические орбитальные крупные станции — по размеру это очень подходит», — отметил он. Кроме того, есть военные заказы, на которые также ориентируется глава SpaceX, считает собеседник РБК. Он добавил, что не считает Falcon Heavy «чем-то прорывным» с точки зрения технологий.

Российский конкурент через десять лет

СССР занимался созданием сверхтяжелой ракеты-носителя с первой ступенью из 30 двигателей. Ракета Н-1 разрабатывалась в 1960-е годы. Первоначально Н-1 предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжелой (75 т) орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки межпланетного корабля для полетов к Венере и Марсу. После того как СССР включился в «лунную гонку», ракета была форсирована и стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3.

Ракета Н-1 (Фото: DR)

Предполагалось, что Н-1 сможет выводить на околоземную орбиту до 90 т полезной нагрузки и до 6 т на Луну. Испытания Н-1 проводились четырежды: в феврале и июле 1969-го, в 1971 и 1972 годах — каждый раз неудачно на этапе работы первой ступени. Второй запуск и вовсе закончился крупнейшим в истории ракетостроения взрывом — Н-1 поднялась на 200 м, затем плашмя упала на стартовый стол. В 1974 году работа над проектом была прекращена — до 1989 года он держался в строгом секрете.

Новая российская сверхтяжелая ракета появится только к 2028 году. Об этом 1 февраля на пресс-конференции заявил гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров, передавал корреспондент РБК. В 2018-2019 годах будут выполнены работы над эскизным проектом сверхтяжелой ракеты. «До 2028 года здесь будет создан комплекс и наземная инфраструктура, одновременно будет разработана ракета-носитель сверхтяжелого класса. Задача ей поставлена — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства, задача выведения пилотируемых кораблей и автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту и решение других народно-хозяйственных задач», — сказал глава госкорпорации.

Создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее инфраструктуры обойдется в 1,5 трлн руб., заявил в 2016 году замглавы «Роскосмоса» Александр Иванов. При этом в «Роскосмосе» не видят необходимости торопиться с созданием сверхтяжелой ракеты до 2030 года, поскольку для нее нет полезных нагрузок.

Запуск Falcon Heavy нужен и России, считает Егоров. Потому что Россия сейчас сама планирует разрабатывать ракету по похожей компоновке — то есть многомодульную ракету, пояснил он. «Каждый из этих модулей представляет собой самостоятельную ракету (в российском варианте это «Союз-5»). Только в российском варианте будет не две боковые части, а четыре — для более высокой мощности ракеты. И России тоже интересен этот пуск, просто посмотреть, насколько хорошо работает подобная компоновка», — считает Егоров.

Запуск российской сверхтяжелой ракеты будет дороже, чем пуск Falcon Heavy, полагает эксперт. «У Маска очень низкие накладные расходы и низкие издержки за счет высокой скорости разработки. В России, скорее всего, все затянется. А чем дольше будут тянуть, тем дороже будет это стоить», — подытожил собеседник РБК.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама