THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В условиях, когда таможенно-тарифная политика не может с достаточной степенью эффективности реализовать стоящие перед ней задачи, на повестку дня встал вопрос о применении дополнительных мер внешнеторговой политики. Наиболее эффективными в этих условиях оказались количественные ограничения.

Методы количественного регулирования внешней торговли или разрешительные режимы , с помощью которых осуществляется административное воздействие государства на внешнеэкономические отношения, применяются волнообразно: в фазы обострения экономической ситуации на мировом рынке вмешательство государства резко усиливается, в фазы высокой конъюнктуры наступает заметное облегчение разрешительного режима.

Количественные ограничения импорта и экспорта - прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота. Главная цель их применения - защита позиций национальных производителей в тех случаях, когда другие торгово-политические средства оказываются недостаточно эффективными. С этой задачей переплетается и другая, не менее важная - поддержание цен на товары, а следовательно, и прибылей производителей. Количественные ограничения импорта используются для вытеснения конкурентов с внутреннего рынка. Велика роль количественных ограничений и в качестве орудия экономического давления на другие страны с целью выторговывания уступок в конкурентной борьбе и на торговых переговорах .

Меры количественного контроля импортных и экспортных операций заключаются прежде всего в квотировании и лицензировании . Количественные ограничения - квотирование (по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование (требование получения специальных разрешений при поставках определенных товаров, а иногда и в определенные страны или из них) являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта и экспорта. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все источники (или из всех), либо в конкретные страны (или из них). Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания.

2.1. Лицензирование

Лицензирование является наиболее распространенной формой НТО, на него приходится почти половина случаев их применения. При этом более чем на 80% они затрагивают торговлю промышленными товарами. По сложившейся в России практике введение количественных ограничений, как правило, сопровождается лицензированием.

Современное лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. Существуют две формы лицензирования:

    автоматическое;

    неавтоматическое.

Автоматическое лицензирование имеет ту особенность, что импортер (экспортер), подавая заявку на получение разрешения на импорт (экспорт), автоматически получает разрешение на ввоз (вывоз) товара при условии, что он не получил официального отказа.

Автоматическое лицензирование импорта применяется с соблюдением следующих условий:

а) процедуры автоматического лицензирования импорта не должны применяться способом, ограничивающим импорт, подлежащий автоматическому лицензированию;

б) автоматическое импортное лицензирование может сохраняться до тех пор, пока преобладают обстоятельства, вызвавшие его введение, и лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более подходящим способом.

Примером автоматического лицензирования может служить постановление Правительства РФ по поводу реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом (ЕС) о торговле текстильными товарами. Министерству торговли РФ в период действия данного соглашения было поручено осуществлять выдачу в автоматическом режиме разрешений на экспорт текстильных товаров и одежды в страны ЕС российским участникам внешнеторговой деятельности .

Таким образом, в случае введения режима автоматического лицензирования значительно упрощаются формальности при получении лицензии, но продолжает действовать правовой механизм, позволяющий государству осуществлять контроль за внешнеторговыми операциями. При автоматическом лицензировании сохраняется право государства в любой момент заменить либеральный режим более жестким. Тем не менее автоматическое лицензирование является более предпочтительным видом ограничительной политики, поэтому в ГАТТ принято решение, призывающее страны-участницы, практикующие количественные ограничения, по возможности переходить на этот вид лицензирования.

Поскольку при автоматическом лицензировании одобрение заявления дается во всех случаях (при соблюдении указанных выше условий), т.е. лицензия выдается всем лицам, которые обратились с просьбой о ее выдаче, такая процедура лицензирования представляет собой заявительный порядок выдачи лицензий . В противоположность ему существует разрешительный порядок выдачи лицензий . Разрешительные лицензии выдаются в зависимости от решения соответствующего государственного органа (иными словами, в выдаче лицензии может быть и отказано). Это процедура неавтоматического лицензирования .

Неавтоматическое лицензирование (лицензирование) - разрешительный порядок ввоза или вывоза товара после получения специального (письменного, в виде специального документа) разрешения уполномоченного государственного органа.

Лицензирование в международной торговле отличается большой гибкостью и разнообразием. В настоящее время наиболее часто применяются следующие виды лицензий:

    генеральная,

    индивидуальная.

Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение всего времени действия лицензии.

Генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары:

а) либо из определенных, перечисленных в ней стран;

б) либо из любых стран. В этом случае она называется глобальной, или открытой, генеральной лицензией.

В связи с тем, что в настоящее время по генеральной лицензии разрешается ввоз (вывоз) большого числа товаров, перечисление их превратило бы ее в громоздкий документ. Поэтому избран другой путь: при необходимости, в генеральной лицензии указываются лишь те товары данной группы, ввоз или вывоз которых запрещен. Одновременно указывается, что все другие товары могут свободно импортироваться (экспортироваться) на основе генеральной лицензии.

Генеральные лицензии и относящиеся к ним списки товаров публикуются в официальных изданиях.

Индивидуальная (разовая) лицензия - это разовое разрешение на одну торговую операцию (экспорт или импорт товара) с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но по одной и той же товарной группе).

Она выдается компетентным органом государственной власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы-экспортера или импортера. Лицензия является именной, т.е. ее нельзя передавать другому экспортеру или импортеру.

Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны внешнеторговой сделки. В ней указывается:

    количество;

    стоимость товара, разрешенного к импорту (экспорту);

    страна происхождения товара;

    фирма-экспортер (импортер);

    срок действия лицензии.

Разовая лицензия выдается на закупку товаров, включенных в список импортного контроля, или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется. Индивидуальная лицензия является очень жесткой формой количественных ограничений. Часто к тому же предоставление лицензии обусловлено получением валютных разрешений.

Формой разового индивидуального разрешения является лицензия, выдаваемая по выбору лицензирующего государственного органа, так называемая дискретная лицензия . В отдельных случаях встречаются открытые индивидуальные лицензии . Их отличие от обычных состоит в том, что получившая такую лицензию фирма может ввозить указанный в ней товар без ограничения количества .

Лицензирование в целом выполняет две функции:

    сокращение доступа иностранных товаров на внутренний рынок (или вывоза товаров за границу);

    облегчение контроля за движением товаров через таможенную границу без ограничения количества ввозимых или вывозимых товаров.

В первом случае экономический результат лицензирования практически мало отличается от установления квот (квотирования). На практике лицензирование часто применяется одновременно с количественными ограничениями и является инструментом, обеспечивающим соблюдение экспортных и импортных квот (лицензии выдаются, пока объем квот не будет реализован). Функцию ограничения ввоза или вывоза может выполнять только разрешительная лицензия.

Во втором случае целью процедуры лицензирования является усиление контроля государства за ходом торговли. Такой контроль может выражаться в виде ограничения числа лиц, занятых внешнеторговыми операциями. Он сопровождается применением разрешительных генеральных, реже разовых лицензий. Либо речь может идти о стремлении государства к получению более полной информации о предприятиях, осуществляющих внешнеторговые операции с тем или иным товаром, и размерах оборота. В данном случае применяется заявительная форма лицензирования. Такое лицензирование часто называют мониторингом .

В некоторых случаях лицензирование вводится для того, чтобы обеспечить выполнение стандартов качества при поставке товара. В основном, это осуществляется по отношению к экспортным товарам, чтобы поддерживать их высокую репутацию и конкурентоспособность на мировом рынке.

Процедура лицензирования нередко применяется к так называемым специфическим товарам. К ним относятся товары, которые имеют историческую, художественную или культурную ценность либо существенное значение с точки зрения охраны окружающей среды. А также товары, которые имеют существенное значение с точки зрения личной или общественной безопасности и политических интересов страны (оружие, яды, наркотики, лекарственные средства и т.п.). В данном случае применяется разрешительное лицензирование.

При организации выдачи лицензий приходится сталкиваться с рядом серьезных проблем. В их числе: большие административные издержки; высокая вероятность получения лицензии не самыми эффективными экспортерами и импортерами и использование необъективных критериев при отборе фирм, получающих лицензию; высокий риск злоупотреблений. Недостатком лицензирования является также то, что в отличие от таможенных пошлин этот инструмент регулирования не может рассматриваться как существенный источник доходов бюджета.

В отдельных случаях практикуется выдача лицензий в зависимости от показателей экспортной деятельности или размеров закупок аналогичных товаров на внутреннем рынке. Иногда в связи с тяжелым состоянием платежного баланса в целях сокращения расходов в иностранной валюте импортные лицензии выдаются только для осуществления бартерных операций или в зависимости от наличия валютных средств у данной фирмы за рубежом.

В России до сих пор не получили развития меры автоматического лицензирования. Неавтоматическое лицензирование осуществляется с целью обеспечения контроля за ввозом и вывозом специфических товаров (диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов, коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, лекарственного сырья растительного и животного происхождения, информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, полудрагоценных камней и изделий из них). Необходимы лицензии для импорта химических средств защиты растений, а также промышленных отходов. В целях обеспечения интересов национальной и международной безопасности лицензионному контролю подвергается торговля товарами и технологиями военного и двойного назначения. В России лицензирование с целью соблюдения внешнеторговых квот было связано с количественными ограничениями не импорта, а экспорта, из-за дефицитности внутреннего рынка начала 90-х годов. Экспортные квоты были отменены в 1995 году в связи с принятием Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", запрещающего количественные ограничения экспорта и импорта.

Составным элементом лицензирования является контингентирование .

Контингентирование - установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров, т.е. ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени (установление количественных или стоимостных квот ).

Хотя контингентирование затрагивает относительно небольшую часть товарной номенклатуры, значение контингентов (квот) в торговле достаточно ощутимо, так как в число контингентируемых товаров входят, как правило, важнейшие сырьевые и продовольственные товары, текстильные изделия, черные и цветные металлы, медикаменты. Контингентирование оказывает значительное влияние на объем и структуру внешней торговли, а также на цены, обеспечивая их рост и защищая тем самым те национальные компании, которые производят или продают товар, являющийся объектом ограничения.

Сущность экспортного ограничения

Определение 1

Под экспортным ограничением понимают ограничение на вывоз (экспорт) товара или определенного количества товара в определенную страну или страны, установленное правительством.

Данные ограничения могут накладываться в следующих случаях:

  • дефицит товара на внутреннем рынке,
  • антидемпинговые меры для защиты внутреннего рынка,
  • бойкотирование страны,
  • ограничение военных или двойных технологий

Помимо этого, существует понятие добровольного ограничения экспорта. Данный метод является нетарифным регулированием внешней торговли. Метод представляет собой соглашение между экспортирующей и импортирующей страной, которое заключается по собственной инициативе или под давление импортирующей страны. По данному соглашению происходит ограничение вывоза определенных товаров (устанавливается квота на вывоз товара)

Таким примером добровольного ограничения является соглашение США с Японией , которое было подписано с конца 1950 гг. Инициатором было правительство США. Данное соглашение было подписано с целью снижения конкуренции японских экспортеров автомобилей. Значительно позже такие соглашения были подписаны в торговле с ЕС и другими государствами. Так Япония добровольно ограничила экспорт своих телевизоров в страны Великобритании, Бельгии, Нидерландов и в странах ЕС, Южной Кореи, ЮАР. А ЕС ограничила ввоз в США труб и тюбингов.

Ограничения могут вводиться под угрозой санкций. Так, например, правительство России ввело экспортные квоты в отношении карбида кремния, текстильных товаров в страны ЕС, а также ограничения коснулись алюминия. Такие ограничения подразделяются на следующие виды:

  1. официально закрепленные ограничения на уровне межправительственных соглашений между странами,
  2. неофициальные соглашения, которые заключаются между производителями экспортирующей страны и импортирующей,
  3. многостороннее соглашение, основанное на добровольном ограничении экспорта.

Так в рамках ГАТТ данные соглашения относятся к нелегитимным мерам «серой зоны». А среди участников ВТО подписано соглашение, которое запрещает добровольное ограничение экспорта. Добровольный экспорт в России регулируется в положении «Порядка квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации», которые приняли в марте 1995 года.

Экспортные ограничения в России

В России экспортные ограничения распространяются на:

  1. археологическое достояние (бивни мамонта и др.),
  2. предметы художественного и исторического достояния (картины известных художников, музыкальные инструменты и др.),
  3. экспорт предметов охраны природной среды (шкуры тигров, рога и т.д.),
  4. перемещение через границу предметов, на которые распространены ограничения международной конвенцией (опасные инфекции, плутоний и т.д.),
  5. шкуры крупного рогатого скота

Расширяется вовлечение в экспортную деятельность малых и средних предприятий, что способствует ее диверсификации в фирменном, товарном и географическом разрезах. Сегодня доля МСБ в общем числе экспортеров (без индивидуальных предпринимателей) достигает 35–40%, в общем экспорте товаров – 6% (2016 г.).

Можно заметить рост российского экспорта, а также количество фирм-экспортеров среди субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), повышается степень продуктовой и географической диверсификации экспорта, происходят позитивные изменения в международной специализации страны. Прирост экспорта товаров в реальном выражении (в неизменных ценах) достиг 6,9% в 2017 г., (что практически втрое выше среднемирового показателя), в том числе по машинно-техническим изделиям увеличение составило 8,4%, по промышленной продукции высокой степени обработки (те же машинно-технические изделия, плюс изделия легкой промышленности, фармацевтическая, парфюмерно-косметическая продукция, прочие, в основном готовые, промышленные изделия) – 14,7%.

Замечание 1

Для развития производства Российское правительство использует меры по ограничению импорта, однако это сильно влияет на рост цен и снижает конкуренцию.

Многие российские компании заинтересованы в импорте из США. Однако в последнее время из-за санкций Российское правительство вводит все больше мер в отношении товара из США Поэтому зачастую предприниматели, выходящие на мировой рынок применяют различные схемы в обход требований правительства.

Экспортные ограничения в США

Экспортные ограничения в США разделяются на классы по спискам стран. Так в отношении Китая, Пакистана, Индии и России разрешен экспорт микропроцессоров, производительность которых не более 12, 000 Mtops

Государственная политика США включает в себя защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Вводятся высокие таможенные тарифы, а также барьеры. Добровольное экспортное ограничение сравнительно недавний способ торгового барьера. Они применяются для того, чтобы избежать более жесткие ограничения, которое может ввести правительство США. Торговые барьеры являются протекционистскими пошлинами, квотами, ограничениями. Это приводит к повышению цен из-за отсутствия конкуренции, однако при этом за счет роста цен выигрывают отечественные производители.

Современные производители отказались от использования во внешнеторговой политике количественных ограничений. Роль данного вида ограничений в основном исполняют мера добровольного ограничения экспорта. Формально они добровольно вводятся, однако по факту их заставляют вводить страны- импортеры. В частности, это практикует США. В последнее время в следствии конкурентной борьбы соглашения добровольного ограничения экспорта распространяются не только на старую отрасль, но и на наукоемкое производство.

Практика антидемпингового процесса активно продолжается в современное время. Но добровольное экспортное ограничение не является видом антидопингового обязательства, так они принимаются не экспортером, а властями государства -экспортёра.

12. В исключительных случаях могут устанавливаться:

1) временные запреты или временные количественные ограничения экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза;

2) запреты или количественные ограничения экспорта и импорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и продажи товаров в международной торговле;

3) ограничения импорта водных биологических ресурсов при их ввозе в любом виде, если необходимо:

ограничить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории Союза;

ограничить производство или продажу товара, происходящего с территории Союза, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если в Союзе не имеется значительного производства аналогичного товара;

удалить с рынка временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории Союза, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

удалить с рынка временный излишек товара, происходящего с территории Союза, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Союзе не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных.

13. При введении Комиссией на территории Союза количественных ограничений применяются экспортные и (или) импортные квоты.

Количественные ограничения применяются:

при экспорте - только в отношении товаров, происходящих с территорий государств-членов;

при импорте - только в отношении товаров, происходящих из третьих стран.

Количественные ограничения не применяются в отношении импорта товаров с территории какой-либо третьей страны или экспорта товаров, предназначенных для территории какой-либо третьей страны, если только такие количественные ограничения не применяются в отношении импорта из всех третьих стран или экспорта во все третьи страны. Такое положение не препятствует соблюдению обязательств государств-членов в соответствии с международными договорами.

14. Запреты или количественные ограничения экспорта могут быть введены только в отношении товаров, включенных в перечень товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта, утверждаемый Комиссией на основании предложений государств-членов.

15. При введении в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 настоящего Протокола запрета или количественного ограничения экспорта сельскохозяйственных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза, Комиссия:

учитывает последствия запрета или количественного ограничения для продовольственной безопасности третьих стран, импортирующих такие сельскохозяйственные товары с территории Союза;

заблаговременно информирует Комитет по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации о характере и продолжительности применения запрета или количественного ограничения экспорта;

по просьбе любой импортирующей страны организует консультации либо предоставляет всю необходимую информацию по вопросам, относящимся к рассматриваемой мере.

В настоящем пункте под импортирующей страной понимается страна, в импорте которой доля происходящего с территорий государств-членов сельскохозяйственного товара, в отношении экспорта которого планируется ввести запрет или количественное ограничение, составляет не менее 5 процентов.

16. Комиссия распределяет объемы экспортной и (или) импортной квот между государствами-членами и определяет метод распределения долей экспортной и (или) импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности государств-членов, а также при необходимости распределяет объем импортной квоты между третьими странами.

Распределение объемов экспортной и (или) импортной квот между государствами-членами осуществляется Комиссией в зависимости от задач, которые предполагается решить путем введения количественных ограничений, с учетом предложений государств-членов и исходя из объемов производства и (или) потребления товаров в каждом из государств-членов.

17. Комиссия при принятии решения о применении экспортной и (или) импортной квот:

1) устанавливает на определенный срок экспортную и (или) импортную квоты (независимо от того, будут ли они распределены между третьими странами);

2) информирует все заинтересованные третьи страны об объеме выделенной им импортной квоты (в случае если импортная квота распределяется между третьими странами);

18. Распределение импортных квот между третьими странами осуществляется, как правило, Комиссией по результатам консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран.

При этом под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю в размере 5 процентов и более в импорте данного товара на территорию Союза.

19. В случае если распределение импортных квот не может быть осуществлено на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, решение Комиссии о распределении квот между третьими странами принимается с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода.

20. Комиссия не устанавливает никаких условий или формальностей, которые могут воспрепятствовать любой третьей стране полностью использовать выделенную ей импортную квоту, при условии, что поставка соответствующего товара будет произведена в период действия импортной квоты.

21. Выбор предшествующего периода для определения объема поставок товара, в отношении которого вводятся экспортная и (или) импортная квоты, осуществляется Комиссией. При этом, как правило, за такой период принимаются любые предшествующие 3 года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы экспорта и (или) импорта. При отсутствии возможности выбрать предшествующий период экспортная и (или) импортная квоты распределяются на основе оценки наиболее вероятного распределения реальных объемов экспорта и (или) импорта.

Введение

Экспорт - это неотъемлемая часть любой экономики. Под чистым экспортом следует понимать превышение экспорта потребительских благ над импортом. Большинство стран стремятся, чтобы их экспорт преобладал над импортом. Однако в мировом масштабе сумма превышений экспорта над импортом у одних стран равна сумме превышений импорта над экспортом у других.

Такое стремление, прежде всего, объясняется желанием стран не увеличивать внешний долг: если чистый экспорт имеет положительное значение, то эта страна становится кредитором относительно других стран, если отрицательный - у этой страны возникает внешний долг.

Преобладание чистого экспорта или импорта в долгосрочном периоде в принципе невозможно, так как никто не решится продолжительное время непрерывно торговать в долг. Использование при этом золотых резервов следует рассматривать как бартерный обмен, что равнозначно продаже золота как товара на экспорт.

Превращение национальной валюты в конвертируемую международную возможно для любой богатой страны, свободно торгующей со многими странами мира и не создающей излишних таможенных барьеров, защищающих своих производителей. В этом случае остальные страны в торговле между собой используют валюту богатых стран.

Чистый экспорт возникает в условиях успешной конкуренции данной страны на внешних рынках и, естественно, сопровождается некоторым расширением рынков сбыта благ производственного и личного потребления (иногда за счёт демпинговых цен), что связано с дополнительными чистыми инвестиционными благами.

При отрицательном чистом экспорте (превышении импорта над экспортом), возникшем впервые, на внутренний рынок в данном периоде поступает дополнительный объём потребительских благ, на приобретение которых сфера потребления расходует часть своего дохода. Значит, только оставшаяся часть её дохода будет израсходована на весь объём произведенных за этот период потребительских благ в производственной сфере (и полностью оплаченных сфере потребления). Это приводит к дефляции.

Цель моей работы - анализ состояний современного российского экспорта.

Основными задачами являются:

Определить ключевые понятия экспортной торговли;

Проанализировать текущее состояние экспортной ситуации в стране;

И оценить дальнейшие перспективы развития экспорта.

Экспорт

Основные понятия

Слово «экспорт» происходит от латинского «exporto», что в дословном переводе обозначает «отправлять товары и услуги из порта страны» Энциклопедия «Википедия» [электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экспорт. Иными словами под экспортом понимается вывоз за границу товаров, технологий, услуг, проданных иностранному покупателю или предназначенных на продажи на иностранном рынке. Экспорт является основным элементом торговой сферы: как правило, под словом «экспорт» имеется в виду возмездный вывоз, т.е. продажа с целью получения валюты, расходуемой, в частности на импорт необходимых стране товаров и услуг. Эквивалентным понятием экспорта является импорт.

Основное правило, которое работает в экспорте, говорит о том, что чем «дешевле» рублю относительно других валют, тем выгоднее экспорт и тем невыгоднее импорт. Поэтому задача государства стоит в поддержании оптимального соотношения между ними, ориентируясь на экономическую ситуацию и потребности страны.

В зависимости от вида продукта, предназначенного для реализации на внешнем рынке, существует два вида экспорта: видимый и невидимый. Под «видимым экспортом» понимается вывоз из страны товаров, под «невидимым» - услуг. К «невидимому экспорту» относится заграничные инвестиции, туризм, страхование, консультационная поддержка зарубежных партнеров, патентно-лицензионная и другая деятельность, отличная от товарного экспорта Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Дело, 2003. -- 520 с..

Согласно международной внешней практики, товарный экспорт в свою очередь также подразделяется на несколько видов в зависимости от происхождения и назначения товаров:

Экспорт готовой продукции полностью отвечающей требованиям покупателя;

Экспорт готовой продукции с предпродажной доработкой в стране покупателя;

Вывоз товаров (сырья или полуфабрикатов) для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

Реэкспорт, под которым понимается вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров для перепродажи их другим странам. Реэкспорт может осуществляться как в отношении товаров в неизменном виде, так и после их несущественной внешней обработки - очистки, сортировки, переупаковки. Чаще всего предметом реэкспорта является шесть, кожа, каучук, цветные металлы, пищевкусовые продукты и пр;

Временный вывоз за границу с последующим возвратом отечественных товаров на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.;

Вывоз иностранных товаров временно ввезенных на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.;

Внутрифирменные поставки - вывоз продукции в порядке прямых производственных связей;

Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей предприятий В. В. Семенихин: Экспорт и импорт товаров, услуг, интеллектуальной собственности - Эксмо, 2009.-38с..

Экспортные ограничения

Экспорт товаров происходит при участии таможенных властей, причем как в стране-экспортере, так и в стране-импортере. И несмотря на то, что появлении интернет-магазинов мелкорозничной торговли привело к значительному снижению значимости таможенных барьеров во многих странах в силу низкого уровня индивидуальной стоимости, предлагаемых товаров, даже экспорт этих недорогих товаров подвержен правовым ограничениям, накладываемым страной экспорта.

Под экспортными ограничениями понимается ограничения на вывоз товаров в определенную страну правительством. Н. Н. Шишкоедова.Экспорт и импорт: Бухгалтерский учет, налогообложение, правовой аспект - РОСБУХ, ГроссМедиа, 2011 г. - 169с. Причем ограничение может носить количественный или тотальный запрет.

Такие ограничения могут накладываться в случаях:

Дефицита товаров на внутреннем рынке;

Необходимости антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка;

Правительственного бойкота страны;

Необходимости ограничить распространение военных или двойных технологий.

В России контроль и ввод экспортных ограничений осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), которая, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет реализацию государственной политики в частности в отношении экспорта и выполняется контрольные функции.

В отношении экспорта основными полномочиями этой службой являются:

Проведение экспортного контроля в соответствии с законодательством РФ и приказами Министерства обороны;

Разработка списка товаров (работ, услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю;

Организация и проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок в отношении экспортных продуктов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники;

экспорт товарный внешнеторговый

Организация и выдача в соответствии с законодательством государственной аккредитации организациям, создавшим внутрифирменные программы экспортного контроля;

Участие в подготовке предложений о введения ограничений и (или) запрет на экспорт продуктов, исходя из национальных интересов и международных обязательств РФ.

Соглашение по ограничению экспорта – инструмент регулирования международной торгово-экономической деятельности. Соглашение достигается между государством-экспортером и импортирующей стороной. Договоренность об ограничении ведет к снижению объема вывоза определенной группы товаров из страны-экспортера, которое достигается путем установки квоты. Инициатива по принятию такого соглашения, как правило, исходит от импортера.

Необходимость использования соглашения об экспортном ограничении объясняется тем, что другие методы регулирования экономическо-торговой деятельности стран находятся под контролем Всемирной Торговой Организации. Принятие соглашения относится к политическим методам воздействия и не входит в компетенцию ВТО.

Одно из возможных отрицательных последствий принятия соглашения об ограничении экспорта – потеря рынков сбыта товаров. В этом случае экспортер может улучшить ситуацию путем смены ассортимента или размещения собственных филиалов на территории импортирующей страны.

Процедура проведения соглашения по ограничению экспорта

Ограничения на ввоз конкретных групп товаров могут быть введены следующими способами:

  • путем принятия официального соглашения правительствами двух государств;
  • путем принятия неофициального соглашения производителем-экспортером и потребителем-импортером, достигнутого при поддержке правительства экспортирующей стороны;
  • путем достижения соглашения по ограничению группой стран.

Процедура принятия соглашений по экспортному ограничению регулируется в рамках «Порядка квотирования и лицензирования», принятого в 1995 году.

Соглашение по ограничению экспорта может быть принято на постоянной или временной основе. Возможность продления соглашения, если оно имеет временный характер, обсуждается между государствами по истечении срока дополнительно.

Причины принятия соглашения по ограничению экспорта

Причины принятия соглашения могут быть следующими:

  • снижение объема производства определенных групп товаров в стране-экспортере;
  • снижение объема добычи ресурса, выступающего в роли экспортируемого из страны товара;
  • отсутствие недостатка в определенных товарах в стране-импортере;
  • замещение импортного товара аналогичным собственного производства;
  • перенасыщение рынка товарами в стране-импортере;
  • ввозимый товар ставит под угрозу внутреннюю безопасность государства-импортера, а также здоровье и имущество его граждан;
  • регулирование внутреннего потребления товаров сельскохозяйственной группы;
  • изменение международных экономических обязательств перед другими странами;
  • сохранение тем самым культурного наследия страны;
  • защита внутренних экономических интересов государства.

В отличие от других мер регулирования экспорта, принятие соглашения по ограничению практически не отражается на гражданах государства, так как не предполагает увеличения ставки налогообложения вследствие роста таможенных пошлин и тарифов на ввоз/вывоз товаров. Соответственно, такое соглашение не сказывается негативно на ценообразовании.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама