THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


План урока.

1. Происхождение человека.

2. Древнейшие орудия труда.

3. Охота древних людей.

4. Овладение огнем.


Задание на урок

Запишите в тетради- чем древние люди отличались от животных?


1. Происхождение человека.

Археологические раскоп-ки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке. ПОЧЕМУ?

Здесь в районе Олдувайс-кого ущелья англича-нин Эванс обнаружил останки австралопите-ка (южный человек), который жил около 5 млн.лет назад


1. Происхождение человека.

Древних людей, которые использовали орудия труда ученые называют Homo habilis- “ человек умелый».

Их внешний вид сильно изменился-увеличился объем черепа,исчезли надбровные дуги,умень-шилась передняя челюсть стал исчезать воло-сяной покров на теле.

Австалопитеки были маленького роста, их тело было покрыто шерстью,но они уже ходили на 2-ногах.

Освобождение рук привело к быстрому развитию первых людей. ПОЧЕМУ?

Изготовление орудий труда стало главным отли-чием человека от животных.


1. Происхождение человека.

С течением времени древние люди изменили мес-то своего жилья.Если австралопитеки жили на деревьях( Почему? ), то habilis- ы начали стро-ить жилища самостоятельно.

Иногда они выгоняли из пещер диких животных и обживали их.Люди жили стадами. Почему?


2. Древнейшие орудия труда.

Основным занятием древних людей было собирательство.

Но даже довольствуясь дарами природы дре-вние люди изготов-ляли орудия труда.

На их производство шел камень.Первым орудием труда было рубило -галька заост-ренная с одного края.


2. Древнейшие орудия труда.

Для производства ру-била люди отбирали на берегу реки округ-лую гальку, и обра-батывали её скалы-вая другим камнем с узкого края малень-кие кусочки.

Рубила были непрочны ми-быстро ломались, поэтому их нужно было очень много.


2. Древнейшие орудия труда.

Другими орудиями дре внего человека были отщепы - образовав-шиеся после обработ-ки гальки.

Отщепы использова-лись как ножи и скре бки при обработке шкур животных.


2. Древнейшие орудия труда.

Кроме камня,для изго-товления орудий лю-ди использовали кос-ти животных и рыб.

Из них как правило де-лали иглы и шило, применяемые для из-готовления одежды


3. Охота древних людей.

Кроме собирательства другим важнейшим заня-тием наших далеких предков была охота.

Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камня-ми.

Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.


4. Овладение огнем.

Очень часто для охоты люди использовали огонь -они обжигали длинные колья,заост ряя их и делали ко-пья.

Кроме того для загона животных применя- лись факелы -живот-ные опасаясь огня бежали туда где его нет- к ловушке.


4. Овладение огнем.

Первоначально люди бра-ли огонь от загоревших-ся после попадания мол-нии деревьев.

За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли.

Такой способ получения огня был очень ненаде-жен и люди стали ис-кать как получить пла-мя не завися от природы


4. Овладение огнем.

Многие племена испо-льзовали до сер. 20 ве ка способ известный сотни тысяч лет на-зад-трение 2-х пало-чек.

В одной делалось углу-бление, в нее встав-лялась другая палоч-ка, и как только пос-ле вращения они наг-ревались люди подк-ладывали мох.


4. Овладение огнем.

Применение огня измени-ло жизнь людей.

Почему?

Самым важным следстви-ем стало употребление вареной или жареной пищи.Это привело к рез кому скачку в умствен-ном развитии человека.

За короткий срок,после ов ладения огнем,древний человек приобрел сов-ременный облик.


Выберите правильный ответ-

питекантропы

Древних людей живших в Южной Африке назвали

Homo habilis

австралопитеки

на деревьях

Сначала древние люди жили...

в пещерах

в шалашах

собирательство

Основным занятием

древних людей было...

охота

изготовление орудий

ударяя камни

Первый огонь древние

люди получили...

трением палочек

от лесных пожаров

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первобытные люди

Самые первые люди, которые появились на Земле, были похожи на обезьян.

Они ходили, сильно наклонившись вперёд, так что длинные руки свешивались ниже колен. Лоб человека был низкий, покатый, а над глазами выступали мощные надбровные дуги. Мозг его был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у обезьяны. Разговаривать он ещё не умел и лишь издавал отрывистые звуки.

Лишенные подбородков, с тяжелыми челюстями и нависающими надбровными дугами неандертальцы выглядели несколько звероподобно, однако их мозг был больше, чем у современного человека.

Жили первые люди в пещерах большими группами.

Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях.

Мужчины изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного

Первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали. Группа охотников, вооруженных камнями и дубинами, нападала на медведя, быка или мамонта. Часть охотников пряталась в засаду, а другие, размахивая копьями и горящими ветками, гнали животное к засаде. Засаду делали следующим образом – вырывали большую яму, на дне вкапывали копья, закрывали ямы жердями и ветвями

Часть охотников пряталась в засаду, а другие, размахивая копьями и горящими ветками, гнали животное к засаде. Засаду делали следующим образом – вырывали большую яму, на дне вкапывали копья, закрывали ямы жердями и ветвями

Упав в яму мамонт не мог выбраться оттуда и охотники добивали его.

Затем убитое животное вытаскивали из ямы и перетаскивали к своим жилищам.

Охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного

Люди научились ловить рыбу, что спасало их, когда охота была неудачной.

Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы. Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой

Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.

Люди развивались. На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Они изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.

Древние люди научились шить одежду. Они шили ее из шкур мамонта. Такая одежда была похожа на шубу. Одежду украшали бусами, цветными камушками, морскими раковинами. Обычно одежду шили женщины. Первобытные люди жившие в лесах, изготавливали себе одежду из листьев деревьев или травы.

Но их особенно привлекали берега небольших и тихих озер и рек. Таких рек и озер много в теплых тропических странах Азии. Там была чистая вода, там подымались густые заросли, где многие растения были съедобными. Это особенно важно! Ведь охотники не всегда возвращались с добычей, и общины часто голодали. В такие дни пищей служили только растения, собранные женщинами. Женщины замечали, в каких местах растут съедобные растения, и начали ухаживать за ними -выпалывать сорняки, рыхлить почву. Осенью эти растения срезали кривыми ножами из кости с вставленными острыми кусочками кремня - серпами

Развитие человека


Слайд 1

Шильниковская В.В.
Древнейшие люди

Слайд 2

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом? Дайте определение понятию «Всемирная или всеобщая история»? Как называется 1-я часть Всеобщей истории? Что изучает история Древнего Мира?
Проверка Домашнего задания

Слайд 3

Облик древних предков. Первое орудие труда. Охота и овладение огнем. Новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
План

Слайд 4

Облик первобытного человека
Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян, но не от тех, которые в наше время проживают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле.

Слайд 5

Первое орудие труда
Чем древние люди отличаются от людей нашего времени? Чем древнейшие люди отличаются от обезьян? Что называется орудием труда? Что могли делать этим орудием труда первобытные люди? Записать в тетрадь: ОРУДИЕ ТРУДА – это то чем человек работает.

Слайд 6

Охота и овладение огнем.
Записать в тетрадь: Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству. - Подумайте, как люди могли овладеть огнем?

Слайд 7

Приключение доисторического мальчика
… Крек рассказал все что с ним случилось, почему они не могли вовремя вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков. Мы надеялись раздобыть много пищи на всех, - задыхаясь закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился, о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения. Огонь умер… - проворчал один начальник. – И пусть будет отомщен.
Крек и Ожо растеряно озирались кругом. Дикие крики взывавшие о мести, становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость. Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и…

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизнь первобытных людей Работу выполнила учитель начальных классов Бочкарёва Л.М.

Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Давным-давно люди выглядели совсем по другому. Они были похожи на обезьян.

Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек.

Умели изготовлять простейшие орудия труда из камня. © Жадаев Д.Н., 2005 Каменные орудия труда древнейших людей

Охотиться они ещё не могли, поэтому они отбирали добычу у хищных животных, и использовали для этого палки и дубинки.

Все люди, звери и птицы очень боялись огня. Но люди поняли, что огонь даёт тепло и мясо запечённое в углях вкуснее.

Прошло много лет и люди научились охотиться и делать деревянные копья с наконечниками из камня или кости. Мясо животных они ели, из шкуры делали одежду, а из костей орудия труда.

Даже самые умные животные не способны придумать орудия труда. Только люди умели заострять камни, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.

© Жадаев Д.Н., 2005 Рассмотрите древнейшие орудия труда. Определите, какие из них являются заостренным камнем, палкой-копалкой и дубиной. Попробуйте определить, для каких целей служили эти орудия труда.

© Жадаев Д.Н., 2005 СОБИРАТЕЛЬСТВО И ОХОТА СОБИРАТЕЛЬСТВО – собирание готовых видов пищи: кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д. В первобытном обществе собирательство сосуществовало с охотой и рыболовством. Подумайте, пользуются ли собирательством современные люди. Приведите примеры.

Другим видом деятельности (но не настолько важным как собирательство) становится охота, в том числе на мамонтов и других крупных животных.

Охота шла как правило на крупного зверя: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Почему? Удачная охота обеспечивала людей всем необходимым на долгий срок.

Для успеха в охоте люди шли на хитрость - они гнали стада животных к обрыву, или к ловушке-яме, которая была искусно замаскирована. На дне ямы находились врытые колья. Зверь, падая вниз попадал на них, а охотники добивали его камнями.

Около 10 000 тысяч лет на зад мамонты исчезли. Люди стали больше охотится на мелких, быстро бегающих животных. Это привело к появлению лука и стрел. Идею ново го оружия человек подсмотрел в природе. Лук позволил поражать цель на расстоянии в несколько сотен шагов.

Кроме мяса люди употребляли в пищу зерна дикорастущего ячменя и пшеницы. Но когда люди заметили, что упавшие за землю зерна дают всходы, они стали сеять зерно.

Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Растирая зерна на плоских камнях (зернотерках), получали муку. ▲ Женщина с мотыгой. Рисунок нашего времени ▲ Древний серп Зернотерка

Из собранного урожая они научились готовить еду, а для этого нужна была посуда.

© Жадаев Д.Н., 2005 РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ И ПЛЕМЯ Все сородичи, происходившие от одного общего предка. РОДОВАЯ ОБЩИНА выбирают СТАРЕЙШИНЫ Самые опытные и мудрые представители общины (как правило, старики).

© Жадаев Д.Н., 2005 Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания, следил за исполнением традиций и обычаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Привитие навыков культурного поведения,уважения старших на основе стихов,песен и частушек, на примере сценки с участием Мальвины и Буратино....

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям

Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чём прошу. Я просто проверяю вас. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне з...

Презентация к теме «Древнейшие люди» (§ 1 учебника История Древнего мира для 5 классов) состоит из 11 слайдов, содержащих 3 видеоролика (”Смена климата”, 01 мин 47 сек, ”Орудия труда”, 00 мин 22 сек и ”Способы охоты”, 01 мин 16 сек) , 10 иллюстраций и схемы .

Слайды 3, 5, 7-10 имеют внутренние переходы.

Просмотр слайдов презентации (без анимации) :

Для упрощения передачи ресурса в сети Интернет файлы упакованы в zip-архив.

Самозапускающийся файл данной презентации называется 01_drevn_ludi.pps .

Презентация ”Древнейшие люди” подготовлена в качестве иллюстративного материала, призванного помочь учителю использовать на уроке метод погружения в прошлое.

Каждый учитель создаст свою архитектуру урока, но все мы на первых порах больше внимания уделяем закладке фундамента в виде базовых знаний и умений.

Слайд 4 с видеороликом ”Смена климата” должен показать взаимосвязь Природы и Человека.

По ходу демонстрации ролика учитель может рассказать об изменениях на Земле, способствующих эволюции предка человека.

Учитель : Древнейший человек очень был похож на животного не только внешним видом, но и способностью приспосабливаться к окружающей среде. 8 млн. лет тому назад Африка представляла собой непроходимый лес, который давали нашим предкам и пищу, и кров, и защиту. Но на тысячакилометровой глубине океана стали происходить процессы, которые повлияли и на облик Африки, и на облик предка человека. Вулканические извержения двигали плиты, меняя поверхность земли. Там, где будущий Индостан столкнулся с Азией, плиты стали наползать друг на друга, образуя 5-километровые горные хребты Гималаев. Здесь в горах формировались сильнейшие штормы и муссоны, проливавшиеся дождями, и Африка перестала получать с воздухом живительную влагу. Африканские тропики стали вымирать, и через миллионы лет на месте густых лесов остались лишь редкие деревья. И предки человека, чтобы выжить, вышуждены были с четверенек встать на ноги, чтобы дальше видеть во время перебежек от дерева к дереву и освободить руки для орудий труда, необходимых для добывания пищи. Чтобы выжить предок человека вынужден был эволюционировать.

Слайд 5 ”Внешний вид древнего человека”

Задание этого слайда направлены на развитие у учащихся различных форм познания. Предлагаемое изображение первобытного человека сопровождается заданием учителя - описать человека, найти отличия от современного человека, сделать вывод, почему первобытный человек имел именно такие внешние черты.

В ходе работы активизируются эмпирические методы исследования: наблюдение и описание, и в результате анализа, основанного на знаниях и представлениях учащихся, делаются выводы, несущие с собой новое знание.

Результаты самостоятельной аналитической работы учащихся проверяются (и подтверждаются) тезисами слайда.

Аналогичная работа может быть проведена и на Слайде 10 , где рассматривается влияние на развитие человека и овладения огнём.

Учащимся может быть предложено рассмотреть, как огнь повлиял на жизнь первобытных людей и какую пользу люди могли из него извлечь. Переход изображения на слайде также проверяет (и подтверждает) умозаключения учащихся. Причём, подчас выводы учащихся шире, чем тезисы слайда.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама