THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

МКОУ «Горшеченская СОШ №2»

«Развитие творческого воображения на уроках изобразительной деятельности».

Учитель ИЗО

Нестеров Александр Иванович


1.Значение изобразительной деятельности.

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человечка связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути.


2. Специфика урока в коррекционной школе.

Специфика уроков изобразительного искусства проявляется в использовании специальных методов и приемов обучения, которые помогают учащимся преодолеть при усвоении определенных знаний и умений трудности, обусловленные особенностями их развития.


Развитие у учащихся навыков изобразительной деятельности.

Развитие творческого воображения – это импровизация, игра, мистификации. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить, необходимо быть чуткими и осторожными ко всем проявлениям детской фантазии. По детским рисункам, где за самым обыкновенным сюжетом может скрываться богатое и очень сильное воображение ребенка, можно увидеть настроение и проявление фантазии. Таким образом, научить ребенка рисовать так же необходимо, как и разговаривать.


Нетрадиционные формы работы в изобразительной деятельности.

Монотипия


Рисовать можно не только кистью, но и пальцем, ладошкой и т.д. (













Работаем над техникой.

Для успешных уроков с использованием нетрадиционных форм работы в изобразительной деятельности ребенку понадобятся некоторые навыки, всех их не перечесть и не предусмотреть, поэтому ограничимся лишь тремя:

  • точное движение руки,
  • точное смешивание красок (сенсорное воспитание);
  • точное внимание (схватывание глазом).

Заключение

В специальной школе изобразительное искусство с основным назначением его как учебного предмета – развивать художественные знания и умения учащихся, знакомить их с основами искусствоведения – используется и как один из компенсационных путей развития и воспитания этих учащихся, формирования их познавательной сферы, словесной речи.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Воспитание творчески активного молодого поколения-одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

М А ДОУ «Детский сад №13 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г.Казани

Тема самообразования «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Актуальность темы определена следующими проблемами: Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. Изучить процесс развития творческого воображения. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями. Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения. Определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности.

Задачи в работе с детьми: Развивать воображение и творческие возможности детей. Обогащать и расширять художественный опыт детей. Побуждать ребенка экспериментировать. Поощрять и поддерживать творческие находки. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое). Далее

Н азад Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность).

Н азад Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.

Условия стимуляции творческого воображения Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий; Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности; Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

Нетрадиционные техники рисования Рисование пальчиками Рисование ладошками Скатывание бумаги Рисование пластилином Обрывание бумаги

Наши работы

Давайте помнить о том, что… Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении. Давайте поможем нашим детям стать истинными творцами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности». Цели и задачи, пути реализации....

Презентация опыта работы «Формирование пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов изобразительной деятельности – пластилинографии»

Опыт работы по формированию пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов ИЗО-деятельности - пластилинография....

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Консультация для родителей...

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (презентация для родителей) Составитель: педагог дополнительного образования Сапронова Юлия Викторовна ГБДОУ 115 Невского района Санкт-Петербурга

2 Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Вступление

3 Что такое воображение? Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы все это является продуктом творческого воображения.

4 Для чего нужно развивать воображение? Воображение и фантазия это важнейшая сторона жизни ребёнка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

5 От чего зависит развитие творческого воображения творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

6 Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

7 Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения. Период доизобразительной деятельности Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности.

8 От каракулей к рисунку Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

9 Роль взрослых в развитии творческого воображения у детей Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы.

10 Этапы работы с ребёнком Работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам: I этап обучающий. Цель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественнографических образов при использовании различных материалов.

11 2 этап работы с ребёнком II этап закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.). На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением: Передача первого и второго планов (то, что ближе больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше меньше и расположено выше на листе бумаги). Передача движений; Выделение главного размером и цветом; Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен; Выражение характера линией и цветом.

12 При обучении взрослым следует помнить, что Верх, середина, низ модель мира Для взрослых важно понимать, что такая ленточная композиция является первой попыткой ребёнка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль разделение листа на верх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства, который воплощён в различных культурах в образе Мирового Древа с его кроной (верх), стволом (середина) и корнями (низ). И это также самая ранняя в онтогенезе пространственная схема, при помощи которой ребёнок пытается построить модель обитаемого мира. С учётом этих особенностей следует проводить обучение!

13 3 этап III этап самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов. Цель третьего этапа стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

14 Условия стимуляции творческого воображения Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются: Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий; Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности; Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

15 Давайте помнить о том, что Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и материалов). Давайте поможем нашим детям стать истинными творцами!

16 Спасибо за внимание! Желаем успехов!


Дошкольная педагогика ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Смирнова Галина Ивановна воспитатель Удалова Ирина Петровна учитель-дефектолог МБУ ДС 120 «Сказочный» г. Тольятти, Самарская область ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Купцова Елена Александровна Воспитатель МАДОУ «Д/С 20 ОВ «Мозаика» г. Чистополь, Республика Татарстан ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 97» муниципального образования города Братска Консультация для воспитателей «Организация изобразительной

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение Дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Краткая презентация программы по ИЗО кружку «Цветные карандаши» Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Дошкольный возраст период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» пгт. Троицко Печорск Принята Педагогическим советом Протокол Утверждаю Директор ЦВР А.П. Иванисик От

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 11 «Рябинушка» ПРОЕКТ «Развитие художественного творчества в условиях детского сада и семьи через нетрадиционные

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность в семейном воспитании» Подготовила: педагог дополнительного образования Медведева Е.А. Рисование одно из любимых занятий дошкольников. Детское рисование

ОГЛАВЛЕНИЕ I. Пояснительная записка 1.1. Основные характеристики программы 1.2. Направленность образовательной программы 1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы 1.4. Отличительные

Гуляева Ольга Ильинична воспитатель МБДОУ Д/С 36 «Кэрэчээн» с. Чаранг, Республика Саха (Якутия) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в данной статье представлена проблема

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ЦРР Д/С 3 «ЗВЕЗДОЧКА» БАСУРОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

Педагогическое кредо: Учитесь у всех, не подражайте никому! Становая Ирина Анатольевна Образование высшее Категория - первая Стаж работы -16лет 1 «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных изобразительных

Коробейникова Екатерина Михайловна, воспитатель МАДОУ «Детский сад 30» г. Тобольска XXI Педагогические чтения «Шаг за шагом к новым результатам: трансформация урока, проектирование среды развития, перезагрузка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности " Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В РАБОТАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО Андрианова Виктория ОГБПОУ «Ивановский педагогический колледж им. Д.А. Фурманова» Иваново, Россия PROBLEMS OF PSYCHOLOGY OF CREATIVITY IN THE WORKS

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Волшебная кисточка!» Составила: воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад 9» Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е.В. Горбатова Компьютер в обучении дошкольника является обогащающим и преобразующим элементом развивающей

Подшивалова Н.В. воспитатель МАДОУ УМР Упоровский д/с «Солнышко» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ Дошкольное детство является важным этапом в развитии ребёнка. Федерального государственного образовательного

Нетрадиционные техники рисования Эрик Светлана Федоровна педагог дополнительного образования Объединение «Изостудия» Изобразительная деятельность приносит детям много положительных эмоций, одновременно

Особенности организации и проведения коллективных видов деятельности по ИЗО в детском саду. «Детство важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской Центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

1. Пояснительная записка Цель программы подготовка детей к школе, развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства, а именно: - Развитие логического мышления, чувства цвета, формы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Машенька» Творческий проект по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски» Для детей среднего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 34» общеразвивающего вида г. Славгород Алтайского края Образование: Среднее профессиональное Славгороский педагогический колледж

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 26 «Маячок» г. Воркуты (МБДОУ «Детский сад 26» г. Воркуты)

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для младшей и средней групп «Разноцветные ладошки». Пояснительная записка Рисование интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными

Пояснительная записка. Рабочая программа кружка создана на основе программы «Изобразительное искусство» разработанной под руководством Б.М.Неменского и практического опыта работы с детьми. Программа использует

Проект «Нетрадицион ные техники рисования» Выполнили: Отрадных О.В. Рыкунова И.Н. О проекте: Вид проекта: творческий, исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (9. 01.2019 18.01.2019)

Пояснительная записка «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства

Презентация программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности «МИР КРАСОК НА ЛАДОШКЕ» Срок реализации программы: 3 года Возрастдетей:4 7лет Авторы: Козюн Маргарита Борисовна

Воронежская область, Новоусманский район, с.орлово МКДОУ Центр Развития Ребёнка Детский Сад «ОРЛЁНОК» ПРОЕКТ- мастер класс По работе с родителями на тему: нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного

ЭССЕ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ 99 ОРЛОВОЙ МАРИНЫ ИВАНОВНЫ ИНДИВИДУАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Индивидуально- образовательный

ПРОЕКТ Тема: «Монотипия. Нетрадиционная техника рисования» Исполнитель: Харченко Е.Ю. МАДОУ ДС 60 г. Благовещенск 2016 г. Монотипия. Нетрадиционная техника рисования. Монотипия - это графическая техника.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского

Негосударственное Образовательное Дошкольное Учреждение Частная школа раннего развития «Родничок», 400082, г. Волгоград ул. 50 Лет Октября,17, телефон 98-94-99, [email protected], сайт-http://detskii-centr-nodu.ru/

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 г. Татарска Тема: «Развитие творческих способностей у воспитанников на ИЗО деятельности в рамках ведения ФГОС ДО» Исполнитель:

Развитие психических процессов на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду Презентация воспитателя МБДОУ ДСКВ 40 Крюковской г.в. Вводная часть Дети с отклонением в развитии нуждаются в особом

Аннотация к программе по тестопластике. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2065» структурное подразделение «Детский сад 9» Отчет о работе кружка «Разноцветные ступеньки» Старшая группа. Воспитатель

Развитие пространственного мышления младших школьников Васильев Сергей Николаевич, Филинберг Ирина Николаевна, Спиглазова Надежда Ивановна Новизна и оригинальность Подтверждена патентами и свидетельствами

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г.бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Образовательная программа дополнительного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Родничок» с Быков, Долинский р-он, Сахалинской области. ДОКЛАД. Обобщение опыта. Тема: Формирование эстетического отношения и

Консультация для родителей. Изобразительная деятельность детей 4-5лет Изобразительная деятельность детей 4-5лет продолжает развиваться. Ребенок познает окружающий мир, приобретает опыт, формируются образные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 4 «Звездочка» Тематическое

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР» для детей от 3 лет до 8 ет Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс Изобразительное

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1505 «Преображенская» «Утверждаю» Директор Л.А. Наумов ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

«Игры с бумагой» Мастер-класс Васильев С.Н., педагог дополнительного образования МКОУ «Специальная школа 20» Новокузнецк Спиглазова Н.И., педагог - психолог «Лицей 34» Номинанты XIV, XV, XVII Национальных

Кафедра дошкольного и начального общего образования Петухова Надежда Александровна РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Итоговая аттестационная работа «Дошкольное образование» Научный руководитель:

ГБДОУ детский сад 31 комбинированного вида Красносельского района г.санкт-петербурга Мастер-класс для родителей Разработала воспитатель Жданова Ольга Валерьевна 2012-2013 уч.год Рисование в жизни ребёнка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных

ЗАНЯТИЯ ПРЕДМЕТНЫМ РИСОВАНИЕМ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ С. Л. Уланова ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени

II межрегиональная научно-практическая конференция, V региональная научно-практическая конференция «Теория и практика реализации ФГОС в системе общего образования» Направление: Организация образовательного

Пояснительная записка В любой области человеческой деятельности ценен специалист, являющийся гармоничной личностью, который, кроме собственной профессии, знаком с богатством мировой культуры и художественными

Проектирование ООП в соответствии с ФГОС дошкольного образования ООП определяет: объём; содержание; планируемые результаты; организационно-педагогические условия. ООП направлена на создание: условий социальной

Дошкольная педагогика ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Буянова Алла Юрьевна педагог психолог Зимукова Татьяна Ивановна учитель логопед Пименова Зинаида Николаевна воспитатель МДОУ «Д/С «Рябинка» р.п. Новая Майна,

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК») ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста Выполнила студентка группы ДЗ-5.2 Сахарова Ольга Николаевна Руководитель Пономарева Алла Анатольевна http://linda6035.ucoz.ru/

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы исследования Таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, в ней наиболее полно проявляются разные стороны развития ребенка. Практический аспект реализации изобразительных способностей детей дошкольного возраста остаётся недостаточно раскрытым, поскольку в теории и практике наименее изучены вопросы по развитию творческого воображения дошкольников. http://linda6035.ucoz.ru/

3 слайд

Описание слайда:

Состоит в выявлении педагогических условий, способствующих формированию творческого воображения младших дошкольников в процессе развития детского изобразительного творчества посредством нетрадиционных техник рисования. Выявление педагогических условий, которые стимулируют формирование умений, навыков, способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Проблема исследования Цель исследования http://linda6035.ucoz.ru/

4 слайд

Описание слайда:

Процесс развития творческого воображения дошкольников на занятиях по художественному творчеству. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения младших дошкольников; содержание и методика обучения нетрадиционным техникам рисования. Объект исследования Предмет исследования http://linda6035.ucoz.ru/

5 слайд

Описание слайда:

Гипотеза исследования Развитие творческого воображения детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения художественному творчеству будет более эффективным, если: http://linda6035.ucoz.ru/

6 слайд

Описание слайда:

Задачи исследования Изучить этапы формирования творческой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Изучить особенности развития творческих способностей младших дошкольников в процессе приобщения к художественному творчеству. Определить значение занятий по художественному творчеству (рисование) для развития творческого воображения детей. Рассмотреть формы, методы и приемы обучения детей нетрадиционным техникам рисования. Подобрать и апробировать систему занятий по рисованию, направленную на развитие творческого воображения детей в младшей группе. Проанализировать результаты исследовательской деятельности по данной теме. Определить выводы по данной работе. http://linda6035.ucoz.ru/

7 слайд

Описание слайда:

Методологической основой исследования являются основные положения в области педагогики, психологии, эстетики. наблюдение теоретические изучения педагогического опыта качественный и количественный анализ результатов исследования Методы исследования http://linda6035.ucoz.ru/

8 слайд

Описание слайда:

Заключается в анализе теоретических, методических и технических основ изучения художественного творчества (рисования) и его значения в развитии творческого воображения у младших дошкольников. Заключается в том, что занятия по художественному творчеству с использованием различных техник рисования, могут найти применение в методической и практической работе педагогов дошкольных учреждений, материалы исследования могут быть использованы при разработке различных программных проектов, направленных на творческое развитие ребенка в дошкольном учреждении. Теоретическая значимость исследования Практическая значимость исследования http://linda6035.ucoz.ru/

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 1.1.Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте 1.2. Формирование детского художественного творчества 1.3. Понятие о технике рисунка 1.4. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников 1.5. Классификация нетрадиционных техник рисования и методы их использования на занятиях по художественному творчеству Выводы по главе I http://linda6035.ucoz.ru/

11 слайд

Описание слайда:

Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Так Рубинштейн С. Л. отмечает, что воображение формируется в процессе творческой деятельности. Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте http://linda6035.ucoz.ru/

12 слайд

Описание слайда:

В работах Выготского Л.С. раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения. http://linda6035.ucoz.ru/

13 слайд

Описание слайда:

По мнению М. В. Осориной «через фантазию ребёнок развивается умственно, эмоционально, социально. Он открывает «новые миры» как в окружающей среде, так и в своей душе, а также получает впечатления, которые порой определяют направление всей его жизни». http://linda6035.ucoz.ru/

14 слайд

Описание слайда:

Ю. Б. Гиппенрейтер отмечает, что «воображение ребёнка совершает огромную и сложную работу по освоению мира, осознанию себя, овладению своими эмоциями, пониманию других. Это настоящий душевный труд, который неизбежно проделывают дети, входя в нормальную жизнь, это и настоящее душевное творчество, которым особенно наделены дети». http://linda6035.ucoz.ru/

15 слайд

Описание слайда:

У ребёнка развивается умение действовать в образном плане Ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Происходит становление словесных форм воображения. Ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. 1 этап (до 3 лет) 2 этап (3 года) 3 этап (4-5 лет) 4 этап (6-7 лет) Возрастные периоды развития воображения дошкольников http://linda6035.ucoz.ru/

16 слайд

Описание слайда:

игровая трудовая познавательное развитие нравственное воспитание социально-коммуникативное развитие художественное творчество Для развития творческого воображения необходима особая организация основных видов детской деятельности http://linda6035.ucoz.ru/

17 слайд

Описание слайда:

Детское художественное творчество – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. http://linda6035.ucoz.ru/

18 слайд

Описание слайда:

информационно-рецептивный репродуктивный исследовательский эвристический Методы обучения дошкольников на занятиях по художественному творчеству http://linda6035.ucoz.ru/

19 слайд

Описание слайда:

Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения им способами изображения, которые могут быть определены как техника рисования. http://linda6035.ucoz.ru/

20 слайд

Описание слайда:

Понятие о технике рисунка Техника - совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых создаётся художественный образ. сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребёнку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. гуашь акварель пастель соус сангина уголь карандаш фломастер Нетрадиционные техники рисования Классические техники рисования http://linda6035.ucoz.ru/

21 слайд

Описание слайда:

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого воображения Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается как эффект игровой манипуляции. http://linda6035.ucoz.ru/

22 слайд

Описание слайда:

Основные принципы при подборе и организации занятий по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования Свобода выбора ребенком изобразительного материала. Неограниченность временными рамками. Положительное принятие результата работы. http://linda6035.ucoz.ru/

23 слайд

Описание слайда:

Умственное развитие Нравственное развитие Развитие мелкой моторики Эмоциональное развитие Творческое развитие Познавательное развитие Трудовое развитие Эстетическое воспитание Нетрадиционные техники рисования, как средство всестороннего развития дошкольников http://linda6035.ucoz.ru/

24 слайд

Описание слайда:

Классификация нетрадиционных техник рисования Казаковой Р.Г. изучено и освоено более 300 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми, разработано программно-методическое содержание для детской студии http://linda6035.ucoz.ru/

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Выводы по главе I Оригинальность нетрадиционного рисования заключается в простоте и доступности создания образа, возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Что, в свою очередь, способствует самостоятельному поиску новых решений в создании различных цветовых и тоновых композиций, развитию психических функций, в частности воображения, нестандартному мышлению, созданию наиболее ярких образов, отражающих прежде всего внутреннее состояние ребёнка, и, как следствие, поиску своего, отличного от других, особенного творческого пути. http://linda6035.ucoz.ru/

31 слайд

Описание слайда:

Глава II. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования 2.1. Особенности обучения детей младшего дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству 2.2. Исследовательская деятельность по выявлению навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста Выводы по главе II http://linda6035.ucoz.ru/

32 слайд

Описание слайда:

Особенности обучения детей младшего дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей трёхлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей. Задачи обучения рисованию детей младшей группы Образовательные Развивающие Воспитательные http://linda6035.ucoz.ru/

33 слайд

Описание слайда:

Образовательные задачи познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками, доступными в этом возрасте учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой показать выразительные возможности цвета преобразовывать каракули, создавая образ наносить точки одинаковые и разные по форме, используя разную степень их группировки учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах передавать ритм пятен, мазков, штрихов, точек http://linda6035.ucoz.ru/

34 слайд

Описание слайда:

Развивающие задачи формировать умение пользоваться изобразительными материалами смешивать цвета разными способами развивать формообразующие движения формировать чувство цвета, формы, элементарные композиционные умения развивать наглядно-образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций развивать наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа расширять словарь ребёнка специальными понятиями развивать память, воображение http://linda6035.ucoz.ru/

35 слайд

Описание слайда:

Воспитательные задачи стимулировать интерес к занятию рисованием воспитывать эстетический вкус при работе с цветом воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога http://linda6035.ucoz.ru/

36 слайд

Описание слайда:

Исследовательская деятельность по выявлению навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста В процессе экспериментальной деятельности нами был спланирован и осуществлен педагогический эксперимент на базе МБДОУ детского сада «Жемчужинка» г. Волгодонска, участниками которого являлись дети младшего дошкольного возраста в количестве 12 человек, из них 8 мальчиков и 4 девочки, которые имеют разный уровень общего развития. Констатирующий Формирующий Контрольный. ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА http://linda6035.ucoz.ru/

37 слайд

Описание слайда:

Констатирующий этап эксперимента диагностика исходного уровня развития творческого воображения, способности создавать оригинальные образы у детей младшего дошкольного возраста. Цель Задачи Выявить уровень заинтересованности изобразительным творчеством у детей младшего дошкольного возраста Выявить уровень знаний, умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста. Определить творческие проявления в процессе художественного творчества (рисования) у детей младшего дошкольного возраста. http://linda6035.ucoz.ru/

38 слайд

Описание слайда:

Диагностика уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков Дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками. В изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками. Дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками. Высокий уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл) http://linda6035.ucoz.ru/

39 слайд

Описание слайда:

Цель: исследование навыков рисования, умения держать карандаш. Цель: исследование фантазии, образного мышления, стимулирование творческих способностей. Цель: исследование умения видеть в линиях и их пересечениях предметы; формирование интереса к рисованию. Цель: исследование умения определять предметы заданной формы; исследование формообразующих движений. Цель: исследование умения использовать в рисунке нужный цвет. Комплекс методик по исследованию изобразительных навыков Методика №1 Методика №5 Методика №4 Методика №3 Методика №2 http://linda6035.ucoz.ru/

40 слайд

Описание слайда:

Уровни развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста. Констатирующий этап эксперимента № Ф. И. ребенка Методика 1 Исследование навыков держать карандаш Методика 2 Тест: «Раскрась фрукты и овощи в нужный цвет» Методика 3 Тест: «Неоконченный рисунок» Методика 4 Тест: «Каляки-маляки» Методика 5 Тест: «На что похоже?» Общий результат 1 Боря Б. 2 3 2 2 3 2.4 2 Паша Г. 2 3 2 2 2 2.2 3 МатвейК. 1 1 2 1 1 1.2 4 Рома К. 2 3 2 2 2 2.2 5 Маша М. 1 1 2 1 1 1.2 6 ВаняП. 2 3 2 2 3 2.4 7 Даша П. 2 2 1 1 2 1.6 8 Таня П. 1 2 2 1 2 1.6 9 МиронС. 1 2 1 1 2 1.4 10 Сеня Ф. 1 1 1 1 1 1 11 СашаЯ. 2 3 3 2 2 2.4 12 АринаЯ. 1 2 1 1 2 1.4 http://linda6035.ucoz.ru/

41 слайд

Описание слайда:

Диаграмма уровня развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста Констатирующий этап эксперимента http://linda6035.ucoz.ru/

42 слайд

Описание слайда:

Формирующий этап эксперимента Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления детей в процессе дорисовывания цветовых пятен и составления композиции посредством предложенной системы занятий. Цель Продолжить дальнейший поиск оптимальных путей и методов развития изобразительной грамотности. Разработать систему занятий, способствующих развитию способности рисования у детей младшего дошкольного возраста с помощью техник нетрадиционного рисования. Формировать умение создавать и воплощать замыслы. Освоить с дошкольниками специфические выразительные средства изобразительной деятельности. Продолжать формировать ручную умелость, позволяющую передавать богатое содержание рисунка. Задачи http://linda6035.ucoz.ru/

43 слайд

Описание слайда:

Тематическое планирование кружка по развитию творческого воображения в младшей группе № занятия Темазанятия Задачи образовательной деятельности 1 «Веточка рябины» Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (техника рисования пальчиком). Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию 2 «Первые снежинки» Упражнять в рисовании ватными палочками. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. 3 «Зима пришла» Знакомить с техникой рисования поролоном. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа: снежинки в воздухе и на веточках дерева. Использовать для работы композицию «Веточка рябины». 4 «Маленькой ёлочке холодно зимой...» Знакомить с новым материалом - поролоновой губкой, и способом рисования - тампонирование через трафарет (снежинки на ёлке). http://linda6035.ucoz.ru/

44 слайд

Описание слайда:

5 «Праздничная ёлочка» Упражнять в рисовании ватными палочками. Учить располагать тычки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) - «зажжём огоньки на ёлочке». (использовать композицию «Маленькой ёлочке холодно зимой...»). 6 «Зимние узоры» Знакомить с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. 7 «Снеговик» Упражнять в техникетычкованияжёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).Домашнее задание:Вырезать (родители) силуэт снеговика, наклеить (совместно с родителями) на композицию «Зимние узоры». 8 «Зимнее деревце». Знакомить с техникой рисование ладошкой (крона дерева). Развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. 9 «Птички на дереве». Обучать технике оттиск печатками из картофеля. Дополнять изображение простыми линиями с помощью фломастера. Использовать композицию «Зимнее деревце». 10 «Снегирь». Упражнять в способе рисования - тампонирование через трафарет. Учить изображать птицу снегиря, используя трафарет; веточки, используя «пальчиковую живопись». Закреплять умение работать поролоновым тампоном. http://linda6035.ucoz.ru/

45 слайд

Описание слайда:

46 слайд

Актуальность работы.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования даёт ребенку возможность увидеть мир «по-новому». Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

Интеллектуальному развитию ребенка;

Коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Развивает мелкую моторику рук.

Цели:

Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности

.Задачи:

    познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

    сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами

    закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться

Развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия)

Развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики

Формирование умений и навыков работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами

Знакомство с новыми техниками и технологиями

Умение применять их на практи

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ:«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей3-4 лет»
Этапы работы.Содержание работы.Сроки проведения I.
Информационно-аналитический -подбор и изучение педагогической и методической литературы по теме, накопление материала;
Памятка по теме «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Картотека начно- популярной, методической литературы и журнальных статей по теме.
- изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме в ДУ и на интернет-сайтах; 2017-2018уч.год

IIПрактический1.Методическая работа по самообразованию
- систематизация методического материала по теме самообразования;
Памятка:
«Нетрадиционные техники рисования».
- разработка перспективного плана занятий по кружковой работе по нетрадиционной технике рисования; Тематический план занятий с детьми.
- составление конспектов занятий по кружковой работе «Рисуем без кисточки…»; Конспекты занятий.
- подготовка консультации для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»; 2018-2019 уч.год.

2.Работа с детьми « Весёлые пальчики»Знакомство и овладение техникой «рисование пальчиками» Выставки детских работ, оформление папки с рисунками,
коллективные работы.
«Яркие ладошки»Знакомство и овладение техникой «рисование ладошками» «Цветные отПЕЧАТКИ»Знакомство и овладение техникой «оттиск печатками»(поролон, ватные палочки, пробки, пипетки) «Колючая кисточка»Знакомство и овладение техникой «тычок жесткой полусухой кисточкой» «Рисуем без кисточки»Знакомство и овладение техникой « рисование воском, «по-мокрому», манкой»«Бумажные комочки»Знакомство и овладение техникой « рисование смятой бумагой»
«Волшебные кляксы»Знакомство и овладение техниками
«кляксография» и «монотипия»2019-2020уч.год
3.Работа с родителями - подготовка консультации «Рисование не традиционными способами

Подготовка и проведение мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования: «Необычными вещами мы рисуем без труда»
2019-2020уч.год
IIIПодведение итогов - отчет о проделанной работе. Выступление с докладом на педсовете. Папка детских работ по нетрадиционной технике рисования. Фотоальбом коллект ных работ и коллажей, созданных совместно с детьми.2021-2022уч.год.

2017-2018 уч.год. Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования: Изучение методической литературы по теме: 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"" 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками" 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г. 4. Г. Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников». Нетрадиционные техники. – М.:2016г. 5. И. А. Лыкова "Цветные ладошки" 6. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель". 7. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 8. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

2.Внедрение в практику: - 2018-2019уч.год «Разработка перспективного плана нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе. Составить конспект занятий по нетрадиционному рисованию. – 3.2019-2020уч.год.Консультация для родителей "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». - Выставки детских рисунков для родителей. - Консультация для родителей «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях» - Консультация "Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?"

3. Представление опыта работы: - 2020-2021уч.год. Разработка конспектов мероприятий с детьми. - Мастер-класс для родителей по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования«Необычными вещами мы рисуем без труда»Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка» - 4.2021-2022 уч.год Отчёт по теме самообразованию

Ожидаемые результаты.

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы :
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
8. Изучение из интернет – ресурсов

Цели:

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна

Этапы самообразования
1.Подбор и изучение методической литературы: в течении года.
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику : в течении год 4.Представление опыта работы по теме в течении года.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Основой творчества является комбинаторная деятельность воображения. Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста? Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

Детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

Юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

Зрелость– подчинение воображения уму интеллекту.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе.

Рисование в технике “кляксография”. Для работы детям был предоставлен готовый стимульный материал, так как дети негативно отнеслись к предложению самим нарисовать кляксы. Дети сами выбирали стимульный материал из предложенного (заготовки абстрактной формы из пластилина, кусочков ткани, нарисованные краской). Из предложенного изобразительного материала для выполнения задания все дети выбрали фломастеры, мотивируя свой выбор тем, что они более яркие, чем карандаши, и ими легче рисовать, чем красками.

Большинство работ не отличаются оригинальностью, к образу дети добавляли лишь наиболее существенные детали, но в тоже время большое внимание уделяли созданию сюжета рисунка. С заданием самостоятельно справились все дети, не только дорисовав пятно до определенного образа, но и, добавляя новые образы, представив в рисунках развернутую предметную среду.

Рисование в технике “монотипия”. Дети сами справились с техникой выполнения монотипии. Лопанова Даша выполняла работу ею же предложенным способом – сочетая ее с техникой “кляксография”: разбрызгивая цветные пятна краски по обеим половинкам листа и затем складывая их. Вторая часть работы вызвала больше затруднений: дети могли дать название своим рисункам, сказать, какой образ они в нем видят, но дорисовывать либо отказывались, либо приступали к работе только после обсуждения с педагогом того, что они хотят изобразить.

“Рисование цветными нитками”. Данная техника рисования вызвала у детей положительные эмоции, желание работать в этой технике. Дать название своей работе и дорисовать до целостного образа смог лишь один ребенок. Несмотря на это, данная техника полезна в работе с детьми как психотерапевтическое средство.

Таким образом, все предложенные нетрадиционные техники вызвали интерес у детей, положительное отношение к ним, однако приступали к выполнению задания только после беседы с воспитателем, на первых занятиях чувствовали себя неуверенно, образы создавались однотипные. На последующих занятиях дети быстрее включались в деятельность, проявляли больше самостоятельности, при рассматривании заданных форм предлагали варианты образов. Это свидетельствует о том, что данную работу необходимо проводить в системе

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из его свойств – видение целого раньше частей. В данном случае фигуры (формы), полученные в результате «хэппенинговой» нетрадиционной техники, обостряют у ребенка чувствительность к недостаткам, отсутствующим элементам, дают возможность для неоднозначного выполнения задания, что проявляется в создании разнообразных рисунков у детей.

Мы считаем не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Так же вышеописанные полезны и для взрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.

Маймакова

Иманбековна.

ГККП «Ясли - сад №24

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский


Визитка воспитателя


Ф.И.О. Маймакова Ботагоз Иманбековна.

Дата рождения:07.04.1980.

Образование:Высшее- педагогическое.

Название учебного заведения, которое закончила: Новосибирский государственный педагогический университет

Карасукское педагогическое училище.

Специалист по диплому: Преподавание в начальных классах,специализация психология, воспитатель.

Стаж работы:общий- ,педагогический- ,в данном учреждении.

Когда и где повышала квалификацию: НЦПК «Орлеу»2017

Направление работы,которое лучше удается:Познание.Творчество.

По какой проблеме в данный момент работаю углубленно:»Развитие творческого воображения через нетрадиционную технику рисования»

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в проектной деятельности»

Задачи:

    Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

    Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

    Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

    Развивать творчество, фантазию.

    Активизировать детей при выборе тематики.

    Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.

    Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

    Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

2017- 2018уч.г.

Работа с детьми:

    Разработка кружковой работы с детьми первой младшей группы «Волшебные пальчики»

    Освоение с детьми техники рисования ладошкой, пальчиками, кулачком, тычками.

    Выставка творческих работ «Чудесные превращения ладошки»

    Разработка и подбор материала пальчиковых игр для занятий по изобразительной деятельности в первой младшей группе.

    Разработка и реализация проекта по рисованию штампами

«Веселые печатки - отпечатки»

    Проведение дидактических игр «Собери картинку» - развивать умение собирать целое из частей.

Работа с родителями:

    Мастер – класс для родителей «Рисуем пальчиками и ладошками».

    Оформление выставки работ детей и родителей: «Чудесные превращения ладошки».

    Оформить папку - передвижку «Материал для рисования для малышей 2-3 лет».

    Презентация для итогового родительского собрания на тему: «Как мы учились рисовать».

Работа с педагогами:

    Разработать рабочую программу по изодеятельности в первой младшей группе.

    Рассказать педагогам о книге «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» - К.К. Утроибной

    Посетить занятия по рисованию опытных педагогов. Заполнить листы по посещению.

    Открытое занятие по рисованию «Осень, осень – листопад» для педагогов дошкольного образования.

    Выступление на педсовете «Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста».

    Представить педагогам варианты по организации уголка по изобразительной деятельности.

2018- 2019уч.г.

Работа с детьми:

    Разработка кружковой работы с детьми второй младшей группы «Радуга красок»

    Разработка и реализация проекта по различным техникам рисования деревьев во второй младшей группе.

    Развлечение «Веселый снеговик».

    Дидактическая игра: «Подбери по цвету»- закрепление оттенков основных цветов.

    Занятие по рисованию «Праздник снежинок».

    Индивидуальная работа по развитию творческих способностей с помощью занимательного материала. Дидактическая игры «Сложи узор».

Работа с родителями:

    Совместное развлечение «Праздник осени».

    Фотовыставка: «Как мы занимаемся в детском саду».

    Консультация: «Собираем и храним природный материал для поделок и рисования».

    На родительском собрании представить презентацию «Первые шаги в мир искусства». - познакомить с разнообразием выставок и музеев г. Нижнекамске и г. Набережные Челны.

    Мастер – класс для родителей «Штампы для рисования своими руками».

Работа с педагогами:

    Круглый стол: «Делимся опытом» - обобщений опыта работы педагогов.

    Рассказать педагогам о книге А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

    Семинар- практикум: «Знакомим детей с техникой Пуантилизм».

    Презентация проекта «Такие разные деревья» - ознакомление с приемами изображения деревьев в различных техниках.

    Представить педагогам игру, сделанную своими руками «подбери по цвету» для закрепления оттенков основных цветов и логического мышления.

    Консультация для педагогов «Игры по изобразительной деятельности».

2019- 2020 уч.г.

Работа с детьми:

    Разработка кружковой работы с детьми средней группы «Акварелька»

    Дидактическая игра «Бабочки» - закрепление оттенков цвета, формы. Развитие фантазии.

    Разработка и реализация проекта «Волшебный фон» - побуждать детей создавать фон для творческих работ, используя нетрадиционные техники рисования.

    Индивидуальная работа по развитию творческих способностей с помощью занимательного материала. Дидактическая игры «Нарисуй портрет».

    Открытое занятие по изобразительной деятельности «Снежинки» - закрепить умение использование в деятельности техники набрызга.

Работа с родителями:

    Оформить - папку передвижку «Материал для обучения технике набрызга».

    Вечер развлечений «Волшебница Зима».

    Презентация на родительском собрании: «Я учусь творить».

    Семинар- практикум для родителей «Мраморирование листа или рисуем на пене для бритья».

    Пополнение уголка по изобразительной деятельности в группе.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама