THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

а) профессиональную солидарность;

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики какой-либо профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, ᴛ.ᴇ. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики , такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли ʼʼчеловеческого фактораʼʼ в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)

Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника – фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях - аксиологию .

Впервые в России требования профессиональной этики нашли свое отражение в Аптекарском уставе 1789 ᴦ. В частности, в нем отмечалось: "Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинœен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий звание свое всœеобщему благу соответственно".

Руководствуясь принципами гуманизма и милосœердия, основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, документами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерации (FIP - Federation International Pharmaceutical), а также осознавая высокую роль и моральную ответственность специалистов фармацевтической профессии перед обществом за свою деятельность, Российская фармацевтическая ассоциация приняла в 1995 ᴦ. Этический кодекс российского фармацевта. Кодекс включает 12 статей, определяющих главную цель, условие и принципы профессиональной деятельности фармацевтического работника, основными из которых являются:

· соответствие деятельности требованиям профессионального долга и этики, интересам пациентов и потребностям защиты жизни и здоровья каждого человека вне зависимости от пола, возраста͵ расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных и политических убеждений;

· поддержание высокого профессионального уровня;

· ответственность за качество лекарственной помощи, информирование врачей и больных об истинной ценности лекарств;

· профессиональная независимость;

· содействие в выборе, назначении и применении лекарственных средств;

· корректное поведение по отношению к коллегам;

· сохранение уважения, благодарности и обязательств по отношению к тем, кто научил избранной специальности;

· консолидация фармацевтического сообщества;

· несовместимость с избранной профессией злоупотреблений знаниями и положением.

В 1997 ᴦ. на совещании ВОЗ с участием представителœей FIP по проблеме "Подготовка будущих фармацевтов: выработка учебных программ" (Ванкувер, Канада) были сформулированы современные требования к специалистам отрасли, получившие название "Фармацевт 7 звездочек", которые также отражают значимость личностных характеристик. Согласно этим требованиям фармацевт (провизор):

· работник системы здравоохранения, член команды;

· способен принимать ответственные решения;

· специалист по коммуникации, посредник между врачом и пациентом;

· готов к лидерству в интересах общества;

· руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;

· готов учиться всю жизнь;

· наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов (провизоров).

Вопросы:

  1. Что такое профессионально-важное качество личности? Какие виды ПВК вы знаете?
  2. Что такое профессионализация? Опишите фазы развития профессионала.
  3. Что такое профессиональная этика? Для чего она нужна?
  4. Дайте определœение фармацевтической этики. Что такое этический кодекс фармацевта?
  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр ʼʼАкадемияʼʼ, 2006.
  2. Копасова В.Н. Справочник фармацевта: эффективные техники продаж / В.Н. Копасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Профессиональная этика. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Профессиональная этика." 2017, 2018.

  • - .

    Профессиональный кодекс этики аудиторов был утвержден аудиторской палатой России 4 декабря 1996 года. В нем определены моральные и нравственные ценности, а также обязательные к исполнению этические нормы поведения аудитора. Цель кодекса – установить основные принципы,... .


  • - Профессиональная этика аудитора

    Правила поведения аудиторов России и основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности, устанав­ливает Кодекс этики аудиторов России. Кодекс профессиональной этики аудиторов - это свод правил поведения, обя­зательных... .


  • - Профессиональная этика аудитора

    Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или... .


  • - В. 4. Профессиональная этика аудиторов

    Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-то общественной или профессиональной группы. Фундаментальные этические принципы, которые должны соблюдать все профессиональные бухгалтеры, приобретают в сфере аудита особое значение ввиду большого... .


  • - Профессиональная этика журналиста.

    Журналистская этика - это не юридически фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания. Журналистская мораль возникает как естественный ответ профессиональной группы на стремление общества оградить... .


  • - ТЕМА. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика

    IV III II Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них. Признаками, отличающими одну... .


  • Понятие о профессиональной этике и профессиональной морали

    Профессиональная этика это совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания.

    Профессиональная этика – это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология.

    Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, т. е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль.

    Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности , бытующей в профессиональной среде. В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения специалистов.

    Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом.

    Итак, под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое слово употребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов ее становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.

    Профессиональную мораль можно определить как вид духовно-практического освоения действительности, отграниченной рамками творческой профессиональной деятельности, смысл которого состоит в регуляции взаимоотношений участников трудового процесса с целью утверждения гуманистического назначения профессиональной деятельности, общечеловеческих нравственных ценностей в профессии.

    Говоря о структуре профессиональной морали , можно выделить следующие ее элементы:

    1. профессионально-нравственное сознание,

    2. поведение,

    3. отношения.

    Профессионально-нравственное сознание – является элементом профессиональной культуры юриста, поэтому каждый специалист должен обладать необходимым объемом правовых знаний, умений и навыками применения права, привычкой соблюдать правовые предписания в соответствии с их буквой и духом.

    Последние два образования составляют объективированную в условиях профессиональной деятельности в реальных поступках и межличностных связях объективную сторону в профессиональной морали, собственно субъективную сторону представляет профессионально-нравственное сознание. Последнее являет собой отражение специфических нравственных требований как способа регуляции профессиональной деятельности.

    Профессионально-нравственное поведение – это совокупность поступков, совершаемых человеком в рамках профессиональной деятельности и раскрывающих состояние ценностной и мотивационной сторон его профессионально-нравственного сознания.

    Профессионально-нравственные отношения – это отношения, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности, регулируемые профессионально-нравственными нормами и охватывающие нравственный аспект взаимодействия между членами профессиональной общности; между ними и обществом; во взаимосвязях с объектом профессиональной деятельности. Эти отношения приобретают нравственный характер лишь в том случае, если ними утверждается признание ценности личности людей, являющихся как участниками взаимодействия, так и объектами воздействия. И только в этом случае они должны становиться основой межсубъектных связей, возникающих в условиях профессиональной деятельности, даже если эти связи не являются непосредственными, а выражаются косвенно – через преобразование действительности с целью удовлетворения потребностей других людей.

    «Материализация» профессиональной морали происходит через создание профессиональных кодексов , структура и содержательные блоки которых определяются объективной логикой реального пространства профессиональной деятельности. В условиях любой из них складываются несколько видов отношений, с необходимостью требующих включения нравственных регуляторов:

    1. к объекту (предмету) труда;

    2. к участникам трудового процесса (внутри профессиональной группы);

    3. к членам других профессиональных групп;

    4. к обществу в целом;

    5. к самой профессии, ее ценностям, нормам и т.п.

    Профессиональная мораль – это система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, занятым определенным видом профессиональной деятельности. Основными моральными факторами трудовой деятельности являются:

    а) отношение к тем, на кого направлена трудовая деятельность (или к обществу в целом);

    б) отношение к другим участникам трудовой деятельности;

    в) отношение к продукту (к результату) труда.

    Особенности профессиональной этики

    Профессиональная этика изучает:

    1. отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

    2. нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

    3. взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

    4. особенности профессионального воспитания.

    Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе.

    В задачи профессиональной этики входит

    1. выявление нравственных норм и оценок,

    2. суждений,

    3. понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

    4. воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

    Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

    Профессиональная этика призвана:

    1. объяснить мораль и учить морали,

    2. прививать моральные принципы и представления о долге и чести,

    3. морально воспитывать работников.

    4. помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п.

    5. учить следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.

    6. регулировать человеческие отношения в сфере производства.

    Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как

    1. моральный,

    2. внеморальный (или нейтральный)

    3. и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.

    Моральный поступок – это деяние индивида, удовлетворяющее высоким стандартам и ожиданиям окружающего его социума, а также не противоречащее его внутренней сущности и отвечающее его восприятию окружающего мира, представляющее гармонично развитое начало.

    Моральный поступок – это высоконравственный поступок, соответствующий правилам морали.

    Моральный поступок – это деяние индивида, удовлетворяющее высоким стандартам и ожиданиям окружающего его социума, а также не противоречащее его внутренней сущности и отвечающее его восприятию окружающего мира, представляющее гармонично развитое начало, способствующее развитию человеческой личности в любви к ближнему своему, доброте и благочестивости намерний, как внутренней сущности, так и деяния выраженного в форме определённого поступка, ибо сие и есть конечная цель стремления истинно праведного индивида))).

    Аморальный поступок – это деяние индивида, неудовлетворяющее высоким стандартам и ожиданиям окружающего его социума, а также противоречащее его внутренней сущности и неотвечающее его восприятию окружающего мира, непредставляющее гармонично развитое начало.

    Основа профессиональной этики в сфере сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.

    Значение профессиональной этики состоит в том, что она является одним из важных направлений социального прогресса, условием преемственности в сфере труда. А также, когда общая мораль деградирует, профессиональная заменяет и дополняет ее функции по стабилизации и оздоровлению общества.

    Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

    Понятия профессиональной этики

    Главными понятиями профессиональной этики являются понятия профессионального долга , фиксирующее служебные обязанности человека , профессиональной чести , указывающее место и роль данной профессии в жизни общества, и др.

    Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

    Долг – одна из основных категорий этики, поскольку сфераморали – это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг –общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста.

    Профессиональный долг – это выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из ценностей сформированных профессиональной деятельностью.

    Профессиональный долг – это не только его долг перед обществом, но и ответственность перед каждым. Профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

    Профессиональный долг – обязанности и ответственность , которую берет на себя сотрудник как специалист и персонально несет ответственность за принимаемые им решения, предпринимаемые действия в процессе деятельности.

    Профессиональный долг юриста

    Профессиональный долг юриста – совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу приосуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный инравственный долг следователя исключает промедление с осмотром местапроисшествия или отказа от его проведения.

    Как составная часть общественного долга профессиональныйдолг юриста – основа нравственных отношений в профессиональной юридическойдеятельности.

    Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

    Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.

    Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

    Профессиональный долг юриста – средоточие (центр) связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы – в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу(коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.

    Честь – понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. (Философский словарь)

    Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Заслужить звание «человек чести» можно только безупречным исполнением служебного долга и требований нравственности.

    Общие принципы профессиональной этики

    Общие принципы профессиональной этики , основывающиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают следующее:

    1. высшие моральные ценности, сохраняя свое общечеловеческое значение, обретают в них некоторые особые черты (например, проявления добра и зла в юридической практике, страдания и сострадания в медицине);

    2. внутри конкретной специальности формируются специфически-профессиональные моральные нормы и ценности, которые характерны только для данного рода деятельности, но впоследствии могут, приобретая все более широкий смысл, иногда превращаться в общечеловеческие (например, принцип справедливости из главного принципа юриспруденции вырос до общечеловеческой ценности);

    3. в сфере профессионального общения нарушается равенство сторон, которое не является каким-либо унижением, а предусматривается особыми условиями взаимодействия сторон (например, в отношениях педагог–ученик, врач–пациент, следователь–подозреваемый и др.);

    одной из сторон профессиональной этики является ее корпоративность – преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений.

    В современных условиях, когда формируются рыночные отношения, развивается гражданское общество и правовое государство, рост свободного саморегулирующегося первоначала в труде, усиления нравственных факторов в в системе ее стимулов, гуманизация различных сфер труда приводит к постоянному расширению круга профессий, претендующих на формирование собственных моральных кодексе.

    Кроме традиционно известных - медицинской, педагогической и юридической, наряду с дипломатической и военной этикой, решительно заявляют о себе административная и депутатская этика, милицейская и спортивная, этика а ученого и журналиста, инженера и работника сферы обслуживания. Возникает вопрос: любая профессия требует специфической профессиональной этики? современного общества, всех сторон общественной жизни зависит от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей культуры, нравственных качеств работников - активных и мыслящих участников ис. Торические творчествеі.

    Каждая профессия имеет свою собственную мораль. Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности

    Появление профессиональной этики предшествует созданию научных теорий о ней, поскольку профессиональная этика возникает как первичное явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируют в виде кодексов (писаных и неписаных), содержащие в себе не только этические требования к содержанию и результатов деятельности, но и д в отношений, возникающих в процессе деятельности, а также выводы, сделанные на основе обобщений. Таким образом, профессиональная этика - это не только наука о профессиональной морали, но и этическая самосознание су совокупного профессиональной группы, ее идеологиямми

    Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики ки опыт, характерный для определенного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования этого вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, имеющий есть специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, - то есть прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль время она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, ис ствует в профессиональном средищі.

    Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаемоперехидних, взаимообусловлены нравственных отношений. К этой системе относятся прежде всего:

    а) отношение специалистов к объекту труда (следователь - обвиняемый, счет

    ар - больной, учитель - ученик);

    б) отношения специалиста с коллегами;

    в) отношение специалиста к обществу

    Эти отношения изучаются профессиональной этикой (рис 14)

    Рис 14 объектов изучения профессиональной этики

    Она возникает в связи с общественным разделением труда положил начало отделению социально-профессиональных групп. С их образованием возникла потребность в регулировании отношений между профессионалами и профес лов с клиентами. Сначала это было небольшое круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые и новые профессии зависимости от конкр етних исторических условий преобладала та или иная сфера профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценностьість.

    В профессиональной этике формируется система конкретных нравственных норм с сопутствующими им практическими правилами,"обслуживают"ту или иную область человеческой деятельности. В каждой из этих областей главным объектом м деятельности является человек, вправе надеяться на отношение к ней не как к объекту внешнего воздействия, а именно как к человеку, то есть рассчитывает на уважение, пониманиея.

    Профессиональная этика возникает с развитием каждой профессии. Она также связана с аспектами морали, однако охватывает определенный круг вопросов, которое ограничено этикой поведения работников конкретной профессии. Обще пр рийняти нормы поведения корректируются в соответствии с практикой, выполняют роль нормативного характерру.

    Профессиональная этика определяет правила морального выбора, которая встает перед работниками, а также конкретизирует методы формирования конкретного морального суждения в конкретных ситуациях

    Профессиональная этика обусловлена??особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, которые выполняют одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группыи.

    Нравственная оценка профессии обществом обусловливается двумя факторами:

    во-первых, тем, что эта профессия дает объективно для общественного развития;

    во-вторых, тем, что она дает человеку субъективно, а именно в плане морального воздействия на нее

    Любая профессия, поскольку она существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды ща общения, которое накладывает отпечаток на людей независимо от того, хотят они этого или нет. Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людидей.

    . Профессиональная этика - это, прежде специфический этический кодекс людей определенной профессии. Каждая профессия предъявляет к людям, которые ее выбрали, соответствующие моральные требования, порождает специальные нравственные проблемы. Однако одни профессии н не требуют существенных корректив обычных норм и правил поведения людей, а другие настойчиво требуют этого. Речь идет прежде всего о видах деятельности, в которых объектом воздействия является человек (образование, медицина юриспруденция). Однако и отношения между людьми профессий других категорий тоже существенно зависят от их нравственных отношений. Многие виды деятельности предъявляют к людям повышенные моральные требованияимоги.

    Профессиональная мораль конкретизирует общие моральные нормы и оценки, которые определяют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, а опосредованно - к людям, с которыми она взаимодействует согласно своему в профессии и к обществу в целом ее содержанием является, прежде всего, соответствующие моральные кодексы - своды нравственных норм и правил, которые необходимо выполнять. Они приписывают определенный тип отношений между людьми, считаю ться оптимальными с точки зрения выполнения человеком своих профессиональных обязанностейів.

    В каждой профессии есть свои нравственные"искушения", моральные"доблести"и"потери", возникают определенные противоречия, конфликты, производятся своеобразные способы их решения. К профессиональной деятельности человек привлекут аеться с ее субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, образом, моральных. Оценитек.

    Среди разнообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессий, ее специфическую нравственную атмосферу. А это, в свою очередь, зу умовлюе специфику поступков людей, своеобразие моральных норм их поведенияи.

    Итак, как только профессиональные отношения приобрели качественной устойчивости, это привело к формированию особых моральных установок, соответствующих характеру и содержанию труда, отражают практическую целесообразность ет в них отношений как между членами профессиональной группы, так и самой группы по общество.

    Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение было слишком конкретным и связывалось с определенными действиями или предметами. И только в ходе продолжалось ого исторического развития их смысловое содержание приобретает общий, собственно нравственное значениеня.

    Каждая эпоха имеет свой комплекс произведенных морально-профессиональных норм, которые становятся определенной духовной реальностью. Морально-профессиональные нормы могут жить своей собственной жизнью и превращаться в объект осмыслит ения, изучения, анализа и усвоения, становятся силой, направляет поведение представителя той или иной профессии. Конкретизация же общих нравственных принципов и норм таких отношений в соответствии с особыми остей того или иного вида профессиональной деятельности является"профессиональной"моральюлю.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Профессиональная и универсальная этика. Деловой этикет и его виды. Шесть заповедей делового этикета Дж. Ягер, влияние этики установки на практическую деятельность менеджера. Кодекс делового поведения компании "Юнилевер", "Кока-Кола", ОАО "Аванта".

      курсовая работа , добавлен 22.04.2008

      Сущность и содержание профессиональной и универсальной этики. Деловой этикет, его виды и принципы. Специфика корпоративной этики, ее влияние на деятельность менеджера. Этические проблемы бизнеса: макро- и микроэтика; сувениры и подарки в деловой сфере.

      презентация , добавлен 02.03.2013

      Классификация видов делового общения. Принципы этики делового общения и анализ методов влияния или воздействия на людей. Влияние личностных качеств и темперамента на общение. Классификация собраний и совещаний по их назначению в теории менеджмента.

      реферат , добавлен 21.06.2011

      Современная деловая этика. Закономерности, определяющие особенности межличностных взаимоотношений. Общение как инструменты этики отношений. Психический и этический комфорт в процессе общения. Этикет и имидж делового человека. Внешний облик человека.

      контрольная работа , добавлен 19.08.2013

      презентация , добавлен 20.10.2013

      Понятие организационного поведения и этики, их взаимоотношения, социальные и психологические закономерности. Трудовая этика как внутренний регулятор организационного поведения. Исследование этических ценностей организации, принципы делового общения.

      курсовая работа , добавлен 12.05.2013

      Теоретические аспекты развития деловой этики. Этические нормы и принципы в работе менеджера по персоналу, их значимость для успешной его деятельности. Сущность нравственной оценки профессии. Исторические этапы развития этики кадрового менеджмента.

      курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Профессиональная этика

    Профессиональная этика - термин, используемый для обозначения:

    • системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
    • направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

    В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

    Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

    Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
    а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
    б) особое понимание долга и чести;
    в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

    Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам .

    Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

    Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и так далее.

    Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг , транспорта , управления , здравоохранения , воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

    Профессия - определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

    Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

    Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны , порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

    Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

    Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

    Литература

    См. также

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Профессиональная этика" в других словарях:

      профессиональная этика - profesinė etika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tam tikros profesijos žmonių, ypač tų, kurių darbas susijęs su kitais žmonėmis arba kurių veiklos produktas gali būti visuomenei moraliai reikšmingas (pvz., kolektyvo vadovo),… … Sporto terminų žodynas

      ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА - (или профессиональная мораль) так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, к рые вытекают из их профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных требований… … Словарь по этике

      профессиональная этика в психодиагностике - (психодиагностика: этика профессиональная) Практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе… …

      профессиональная этика психолога - психолог: этика профессиональная реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами,… … Большая психологическая энциклопедия

      Профессиональная этика психолога ПОО - Деятельность психолога базируется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав человека, уважения к его личности, профессионализма и ответственности за результаты своей работы, а также профессиональной независимости и разумной… … Энциклопедия современной юридической психологии

      Этика представляет собой совокупность норм, к рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг ций, участников исслед., профессиональных групп и об ва в целом.… … Психологическая энциклопедия

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама