THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Запись на доске: Жостовский букет.

Учитель: Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, находится село Жостово. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом. Знаменито оно тем, что никто лучше тех местных умельцев не умеет рисовать цветы на железных подносах. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие, непременными участниками которого стали подносы.

В Москве, в богатых домах были металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот однажды подмосковные мастера перенесли технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше на железо, те же грунты, лаки и масляные краски. В старых книгах нашли запись о том, что в 1925 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою мастерскую. Вслед за ними открыли свои мастерские Беляев, Цыганов и другие. Каких только подносов не изготовляли мастера! И большие – «скатерные» и маленькие «закусочные».

И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Узоры из букетов цветов на подносах радуют глаз!

Жостово непросто вам
Под Москвой деревня.
Мастерством умельцы там
Славятся издревле.
Свежесть утра, жемчуг рос
И цветенье лета
Выливают на поднос
Красками букета. (В. Борисова)

Черный фон сияет лаком.
А на нем цветов краса,
Алых, желтых с красным маком-
Это просто чудеса.
Колокольцы распустились,
Незабудки встали в ряд,
Засверкали, заискрились
Посмотрите все подряд!
Алы розы на подносе
Вся природа – божий дар,
В мире нет таких подносов
Они словно вешний сад!

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. В букете могут быть полевые цветы и садовые. Это могут быть георгины и розы, ромашки и васильки, лилии, цветы яблони. Цветы на Жостовских подносах размещены не хаотично, а в порядке: крупные в центре, средние, по краям мелкие.

Вопрос: Что изображено на всех представленных подносах?

Ответ: Цветочные букеты.

Вопрос: Как расположены цветы на подносах?

Ответ: В центре –крупные, а по краям более мелкие.

Вопрос: Какая форма у подносов?

Ответ: Круглая, овальная.


Ребята, сегодня вы попробуете нарисовать цветок яблони (пятилистник).

Вопрос: В какое время года цветет яблоня?

Ответ: Весной.

Вопрос: Сколько лепестков у цветка яблони?

1. Прежде чем художник начнет расписывать заготовку подноса, ее покрывают краской: красной, зеленой, желтой, синей, но чаще всего черной. Этот этап называют «грунтовкой».

2. Следующий этап называют «Замалевок». Это начало будущего узора. Наносим силуэты цветов и листьев.

3. На этапе «Тенежка» - от слова «тень» - наносим полупрозрачными красками цветные тени, и у цветов появляется объем.

4. Затем этап «Прокладка» - самый ответственный этап. Форма букета обретает детали.

5. Этап «Бликовка» - наложение бликов, букет кажется освещённым, бликовка создаёт настроение.

6. «Чертёжка» - заключительный этап над работой с букетом. Тонкой кистью рисуются прожилки на листьях и центр цветов.

8. Заключительный этап «Уборка» - бортик подноса украшается растительным узором. Он может быть скромным, а может быть более насыщенным

Учитель: А сейчас мы с вами научимся выполнять этапы росписи жостовского букета так, как это делают народные мастера.

Чтобы цветок получился ровным, можно поворачивать блюдце так, чтобы пятилистник всегда был расположен сердечком вниз.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С жостовской росписью.

Вопрос: Какие элементы жостовской росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Пятилистник, листочек.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на металлических подносах.

Слайд 2

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте, раскинула свои владения деревня Жостово. Подмосковная деревушка стала известна всему миру из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса, но никто в мире не может писать по металлу цветы лучше, чем местные народные умельцы.

Слайд 3

Деревня Жостово Мытищенского района Московской области. Промысел возник в первой половине XIX века на основе производства лаковых изделий из папье-маше. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы. ЖОСТОВО

Слайд 4

Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения ЖОСТОВСКОЙ росписи. ПЕРЕЙТИ

Слайд 5

чем же оно отличается от других народных промыслов России? Какие характерные черты имеет? Отправляемся в первое путешествие в гости в мастерскую к народным художникам! Искусство жостовской росписи ПЕРЕЙТИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДИО

Слайд 6

Искусство жостовской росписи Какие характерные черты ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ Вы можете выделить?

Слайд 7

Цветочный мотив ЖОСТОВСКИХ ПОДНОСОВ Основным мотивом жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с великолепной декоративной красочностью самого цветового решения.

Слайд 8

В Жостове пишут на черном, красном, желтом, синем, зелёном фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины, что придает росписи особенную красоту.

Слайд 9

УЧИМСЯ РИСОВАТЬвыполнение элементов цветочного мотива жостовской росписи (с использованием заготовок)

Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. Многослойная роспись отличается тщательной выписанностью каждого элемента мотива и тонкой колористической гаммой. В жостовской росписи цветы как будто оживают.

Слайд 10

УЧИМСЯ РИСОВАТЬвыполнение элементов цветочного мотива жостовской росписи (с использованием заготовок ИЛИсвмостоятельно)

1.Замолевок 2. Выправка Тенежка Бликовка Чертежка 3. Нанесение орнамента ПЕРЕЙТИ Средства художественной выразительности Техника рисования мазком ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДИО

Слайд 11

Слайд 12

Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов, цветочные гирлянды. Но нельзя не восхищаться своеобразными НАТЮРМОРТАМИ, ПЛОДОВО-ЯГОДНЫМ МОТИВОМ, И ЖИВОТНЫМ МИРОМ

Слайд 13

Искусство жостовской росписи Отправляемся во второе путешествие в гости в мастерскую к народным художникам! ПЕРЕЙТИ

Слайд 14

Какие мотивы преобладают в орнаменте просмотренных работ

Слайд 15

Натюрморты, плодово-ягодный мотив, животные (птицы) ЖОСТОВСКИХ ПОДНОСОВ

Слайд 16

Жостовские кованые подносы

Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов (плодов и ягод), гирлянды, своеобразные натюрморты.

Слайд 17

Достойное место в коллекции Жостова занимает сюжетная живопись. И опять Мыотправляемся в гости в мастерскую к народным художникам! ПЕРЕЙТИ

Жостовская роспись Носова Ольга Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Курского муниципального района Ставропольского края Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. История росписи История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности жостовской росписи Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Особенности жостовской росписи Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Особенности жостовской росписи По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Особенности жостовской росписи По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Выполняется роспись в 4 этапа: 1. Начинается с «замалёвки », разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. 2. Следующими этапами, «тенежкой » и «прокладкой », строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. 2. Следующими этапами, «тенежкой » и «прокладкой », строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. 3. После этого следует «бликовка », то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. 3. После этого следует «бликовка », то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. 4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки » и «привязки ». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. 4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки » и «привязки ». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма. В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Рефлексия

  • 1. Когда и где возникла Жостовская роспись?
  • 2. Во сколько этапов выполняется роспись?
  • 3. Какой вид краски используется при выполнении росписи?
  • 4. Как называется этап, завершающий роспись?
  • 5. Как вы думаете, в чем отличие Жостовской росписи от таких росписей как Гжель, Хохлома.
6. Вам представлены несколько картинок с различными росписями. Какие из них выполнены в технике Жостовская роспись?
  • 6. Вам представлены несколько картинок с различными росписями. Какие из них выполнены в технике Жостовская роспись?
Источники
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%EE%F1%F2%EE%E2%F1%EA%E0%FF_%F0%EE%F1%EF%E8%F1%FC
  • http://art.ioso.ru/wiki/images/Замалевок.jpg
  • http://art.ioso.ru/wiki/images/Чертежка.jpg
  • http://art.ioso.ru/wiki/images/Привязка.jpg
  • http://art.ioso.ru/wiki/images/05.jpg
  • http://art.ioso.ru/wiki/images/Бликовка.jpg
  • http://art.ioso.ru/wiki/images/Тенежка.jpg
  • http://art.ioso.ru/wiki/images/36ba163492b8.jpg
  • http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Жостовская_роспись
  • http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1002000/1001663-a02a025befa04053.jpg
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/707/91707314_baja.jpg
  • http://gazetavsem.ru/sites/default/files/88f8a447f20efa1ac90030b52146b443.jpg
  • http://www.coollady.ru/pic/0003/020/43_1.jpg
  • http://www.gar-ptisa.ru/admin/pictures/2012881b.jpg
  • http://www.ya-zemlyak.ru/images/np/jp/6/27.jpg
  • http://do-things.ru/wp-content/uploads/2010/02/Jostovo-3.jpg
  • http://www.lavka-podarkov.ru/upload/iblock/8cf/DSC_0338_kruualgwzy%20uidcddmhajvc.jpg
  • http://www.comgun.ru/uploads/posts/2012-11/thumbs/1352836271_16.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6201/105877511.87/0_62808_e772076f_L.jpg
  • http://murmolka.com/img/l/evk-skell.ucoz.ru/_ph/42/2/114326084.jpg
  • http://www.m-look.ru/images/INTERESTS/84596252_large_ce750770eb78a516b0358cfefe1.jpg
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/803/106803168_4195696_514736kEB25CFF.gif
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/53/75108027.4c/0_7655f_f137fc0a_XL

Елена Владимировна Фролова
Презентация «Жостовская роспись»

Конкурс "Воспитатель года 2018"

Мастер класс.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово , Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век) . Основной мотив жостовской росписи , как и тагильской, - это цветочный букет.

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель » и «Спецкустарь» ; в 1925 г. - «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое - артель «Свой труд» по росписи подносов . Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.

1920-1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово . Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.

В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово , продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают , пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров.

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.


Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон. Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон.





1. Изготовление подносов При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев. Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком. 2. Подготовка под роспись Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки. 3. Художественная роспись Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой, второй – выправкой. Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах.. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре. Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенёжка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. 4. Нанесение орнамента Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом. 5. Отделка На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.





THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама