THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Русская устная речь

Слайдов: 14 Слов: 554 Звуков: 0 Эффектов: 0

Российские разработки корпусов устной речи. Корпусы звучащей речи. Корпусы устных текстов. Образец транскрипции. Устная речь в Национальном корпусе. Национальный корпус русского языка. Способ представления устных текстов. Представительность Корпуса живой русской речи. Метатекстовая аннотация в корпусе устной речи. Морфологическая разметка. Состав и структура корпуса устной речи. Распределение текстов по времени записи. Перспективы развития корпуса устной речи. - Русская устная речь.ppt

Устная и письменная речь

Слайдов: 6 Слов: 156 Звуков: 0 Эффектов: 0

Как мы используем свою речь дома? Мы с братьями и сестрой любим смотреть телевизор. Узнавать о том, что происходит в мире, смотреть фильмы. Вся наша семья любит слушать радиопередачи. Мы не можем обходиться дома без устной и письменной речи. Устная и письменная речь очень важна в повседневной жизни.?. - Устная и письменная речь.ppt

Речь

Слайдов: 8 Слов: 238 Звуков: 0 Эффектов: 8

Школьная риторика. Школьная риторика учит эффективному общению, в том числе речевым жанрам. Успешное общение. Задачи общения. Компоненты речевой ситуации. Зачем, с какой целью? Кто? ЧТО? Где? Как? Когда? Кому? Речевой жанр. Речевой жанр имеет все признаки текста, но ещё и свои особенности. Речевые жанры в школьной риторике: информационные, воздействующие, информацтонно-воздействующие. Информацинные жанры (инф. сообщение, устный ответ, доклад, объявление, заявление…). Воздействующие жанры (благодарность, просьба, поздравление, совет, беседа (друж.) и т.д.). Информационно-воздействующие жанры (дискуссия, отзыв, рецензия, афиша, заметка и т.д.). - Риторика.ppt

Уроки риторики

Слайдов: 16 Слов: 161 Звуков: 1 Эффектов: 34

Умей благодарить.». Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Проверьте всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки! Риторика. Волшебница речь. Здравствуйте, ребята! Я рада новой встрече с вами. Сегодня мы вместе откроем ещё один секрет, тайну. Улыбка. Что может вызвать хорошее настроение? Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду много пчёл. Почему говорят: «Не дорог подарок, дорога любовь»? Спасибо. Благодарю. Очень признателен. Звонить звонишь звоните звоним звонят. Торт торты печёт. Откройте учебник «Риторика» на странице 57. Разыграйте ситуацию: Вам на день рождения подарили два одинаковых подарка. - Уроки риторики.ppt

Что такое риторика

Слайдов: 16 Слов: 298 Звуков: 0 Эффектов: 70

Что такое риторика? Родиной риторики считается Древняя Греция. Отцами риторики были софисты-учителя красноречия и составители публичных речей. Горгий. Протагор. Против софистов выступил. Сократ. Состав судей включал в себя 501 человека. Сократу была предоставлена возможность бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Сократ до конца был верен своим принципам и предпочёл смерть. Сократ не оставил после себя ни строчки своих текстов. Платон. Аристотель. Замечательным оратором Древней Греции был. Демосфен. Древний Рим. Марк Фабий Квинтилиан. Крупнейшие древнеримские ораторы. Марк Туллий Цицерон. - Что такое риторика.ppt

Античная риторика

Слайдов: 15 Слов: 959 Звуков: 0 Эффектов: 0

Риторика Древнего Рима и Греции. Слово. Средство воздействия на окружающих. Древнегреческая риторика. Софисты. Теория красноречия. Сократ и Платон. Ценное в теории красноречия. Аристотель и его риторика. Ораторы Древнего Рима. Речь состоит из содержания и слов. Квинтилиан. Образ мыслей. - Античная риторика.pptx

Выступление

Слайдов: 66 Слов: 2666 Звуков: 0 Эффектов: 0

Публичное выступление. Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей. «У меня есть мечта» («I have a dream») 28 августа 1963 года. Признана лучшей речью XX века американским сообществом ораторского искусства. Что учитывать при подготовке к выступлению? Стратегия вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Правила формирования доверия в отношениях между коммуникатором и аудиторией. Составляющие публичного выступления. Аудитория, работа с аудиторией при выступлении. Что учитывать? Каковы основные правила? Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше. Выступающий должен учитывать следующие моменты аудитории. - Выступление.ppt

Эффективное публичное выступление

Слайдов: 27 Слов: 800 Звуков: 0 Эффектов: 14

Планирование презентации и техника эффективного выступления. Этапы создания презентации. Планирование презентаций. Определение целей и задач. Технические условия. Условия демонстрации. Информация об аудитории. Мотивация аудитории. Выделение основных идей презентации. Подбор информации. Планирование вступления. Пять «смертных грехов» вступления. Разработка презентации. Подача материала. Структура презентации. Логика и переходы. Ключевые составляющие. Возможные типы заключения. Репетиция презентации. Пять «смертных грехов» выступления. Требования к докладчику. Приемы подготовки презентации. - Эффективное публичное выступление.ppt

Ораторское искусство

Слайдов: 6 Слов: 207 Звуков: 0 Эффектов: 14

Ораторское искусство. История ораторского искусства. Сократ – великий афинский философ, род. в469 г. до Р.Х. Аристотель –философ-натуралист, основатель школы перипатетиков. Наставник Александра Македонского. Построение текста. - Ораторское искусство.ppt

Искусство ораторской речи

Слайдов: 63 Слов: 1435 Звуков: 0 Эффектов: 27

Искусство презентации и ораторское искусство. Человек. Искусство презентации. Практикум. Конрад Цахариас Лоренц. Презентация. Правила маркетинга. Искусство. Интервью. Виды презентации. Нейтральное повествование. Разбор провала презентации. Неудача. Правило. Планирование презентации. Планирование. Подготовка. Подготовка презентации. Этап. Докладчик. Определение цели презентации. Золотое правило. Цель должна соответствовать интересам аудитории. Анализ аудитории. Презентация должна быть выполнена в классическом стиле. Одежда должна быть формальная. Часть информации. Шанс для карьерного роста. - Искусство ораторской речи.ppt

Основы ораторского искусства

Слайдов: 33 Слов: 1000 Звуков: 0 Эффектов: 0

Принципы эффективной коммуникации. Ораторская речь. Устное слово. Ораторское искусство. Знания об ораторском искусстве. Искусство слова. Риторика. Аристотель. Действие убеждающей речи. Творческая деятельность. Природное дарование. Цицерон. Сочетание мысли и чувства. Роды и виды ораторской речи. Придворное красноречие. Роды красноречия. Общие требования к оратору. Основные требования к оратору. Этапы подготовки публичного выступления. Лектор. Докоммуникативная фаза. Коммуникативная фаза. Посткоммуникативная фаза. Советы оратору. Выступать только тогда, когда есть что сказать. - Основы ораторского искусства.ppt

Тренажёр по сценической речи

Слайдов: 27 Слов: 4671 Звуков: 2 Эффектов: 4

«Как назвать кота?». Игра-тренажёр по сценической речи Для детей школьного возраста Подготовила Булатова Ирина Анатольевна. Игра-тренажер по сценической речи «Как назвать кота?» Цели и задачи: Воспитание культуры и уважительного отношения к русскому языковому наследию. Рассказать детям в игровой форме о богатстве русского языка. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость детей. Создавать радостную творческую атмосферу в коллективе. Развивать творческие способности, память, внимание, любознательность, способность фантазировать, сочинять истории, выражать эмоции и чувства через речь и движение при постановке сценок. -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. – Проверим готовность к уроку

Угадайте загадку Это необычный дом, Не живут ведь в доме том. Кто в него войдёт, Ум приобретёт.

Век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась, и лаптя не сплетешь. Повторенье – мать учения. Сытое брюхо к ученью глухо. Тяжело в учении легко в бою. Ученье свет, а неученье тьма. Чтоб других учить, надо свой разум наточить

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ – Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли В « Азбуке » кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами). Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. Это тетрадь, в которой ученики учатся писать

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы листики осенние, На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх). Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону). И на землю тихо сели (дети приседают). Ветер снова набежал И листочки все поднял (кружатся на месте). Закружились, полетели И на землю снова сели (дети садятся по местам).

– Наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение, даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений.

КОНТРОЛЬ И САМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ – Что такое устная речь? – Что такое письменная речь? с. 5 – Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации. – Что делает девочка? – Что делают гуси? – Составьте предложение к схеме. – О чем говорили Емеля и щука? – Опишите иллюстрацию

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вот помощники мои, Их как хочешь поверни (ладони вверх и вниз). По дороге белой, гладкой (сжимание и разжимание пальцев) Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок (прыжки).

СОСТАВЛЯЮТ РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «Пробуждение природы весной»

Пословицы о труде и трудолюбии

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ – Что мы делали на уроке? – Что вам понравилось? – Кого можно похвалить? – Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. – Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. – Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет


Устная и письменная речь Стили речи Типы речи

Слайд 2

Агафонова Е.Е.

1.Устная и письменная речь.

2.Стили речи.

3.Типы речи.

Слайд 3

Агафонова Е.Е.

Устная и письменная речь

Слайд 5. «Для чего человеку нужна речь?»

Слайд 6. «Устная речь».

Слайд 7. «Характеристика устной речи».

Слайд 9.«Невербальные средства общения».

Слайд 10. «Пожалуйста,потише…».Задание классу.

Слайд 11. «Как вести себя во время разговора».

Слайд 12. «Письменная речь и её разновидности».

Слайд 13. «Письменная речь».

Слайд 4

Агафонова Е.Е.

Стили речи

Слайд 14. Выбор стиля речи.

Слайд 15. «Стили речи».(Стихотворение).

Слайд 16. Стили речи (опорный конспект).

Слайд 17. Разговорный стиль и его особенности.

Слайд 18. Художественный стиль.

Слайд 20. Художественный стиль и его особенности.

Слайд 21. Публицистический стиль.

Слайд 22. Публицистический стиль. Сфера употребления, цель, жанры.

Слайд 23. Особенности публицистического стиля.

Слайд 24. Официально – деловой стиль.

Слайд 25. Официально – деловой стиль и его особенности.

Слайд 26. Схема научного стиля речи.

Слайд 27. Стилистический эксперимент 1.

Слайд 28. Стилистический эксперимент 2.

Слайд 5

Агафонова Е.Е.

Типы речи

Слайд 28. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

Слайд 29. Типы речи. Повествование.

Слайд 30. Повествование.

Слайд 31. Структура повествования.

Слайд 32. Описание и его структура.

Слайд 33. Объекты описания.

Слайд 34. Рассуждение и его структура.

Слайд 35. Рассуждение и его характерные особенности.

Слайд 6

Агафонова Е.Е.

Для чего нужна человеку речь?

РЕЧЬ ПОМОГАЕТ

  • Общаться
  • Делиться мыслями,чувствами
  • Договориться о чём- нибудь
  • Согласовать свои действия.
  • Похвалить, развеселить, рассмешить
  • Предостеречь, посоветовать,
  • Остановить.

УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

  • ДИАЛОГ
  • ПОЛИЛОГ
  • МОНОЛОГ
  • Слайд 7

    УСТНАЯ РЕЧЬ

    Агафонова Е.Е.

    1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.

    2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки, которые заметят.

    3.Говорящий видит реакцию собеседника

    Слайд 8

    ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи

    Агафонова Е.Е.

    1.ТЕМП (скорость)

    2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)

    • Быстро
    • Очень быстро
    • Нормально
    • Скороговоркой
    • Замедленно
    • Очень медленно
  • Слайд 9

    Агафонова Е.Е.

    ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ

    Алло.Слушаю вас.

    Павлик дома?

    Нет, он ещё не приходил из школы.

    Возможны варианты:спокойный - резкий

    сердитый - робкий

    уверенный - испуганный.

    Слайд 10

    Невербальные (несловесные)средства общения оченьчасто используются в разговоре,

    дополняя и разъясняя сказанное

    Агафонова Е.Е.

    Жест – движение, что-то выражающее или сопровождающее речь.

    Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

    Реакциясобеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то

    Невербальные средства

    Жест Мимика

    Реакция собеседника

    Слайд 11

    Пожалуйста, потише…

    В музее, кинотеатре и трамвае

    О том, о сём друг другу говорим,

    Но часто одного не замечаем,

    Что,как в лесу дремучем, мы кричим.

    О том, что мы вчера ходили в гости,

    Что папа подарил велосипед,

    У дедушки к дождю разнылись кости,

    А, между прочим, дождика всё нет.

    Пожалуйста, потише!

    Пожалуйста, потише!

    Тсс! Тсс! Ччч!

    В какое бы общественное место

    Судьба сегодня вас не привела,-

    Учтите, никому не интересно

    Всё знать про ваши личные дела.

    Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.

    Слайд 12

    Агафонова Е.Е.

    КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

    1. Говорите спокойно

    2. Не размахивайте руками.

    3. Следите за тем, какие слова вы подбираете.

    4. Умейте слушать другого.

    5. Говорите отчётливо, не спешите. Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной.

    6. Не разговаривайте слишком долго.

    7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми

    Слайд 13

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности

    Агафонова Е.Е.

    Письмо Личный дневник

    Изложение Сочинение

    Слайд 14

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

    Агафонова Е.Е.

    1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.

    2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки.

    3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать

    Слайд 15

    Агафонова Е.Е.

    Речевая ситуация

    • Где говорим?
    • С кем?
    • С какой целью?

    В официальной обстановке

    В неофициальной обстановке

    С одним человеком

    • Общение
    • Сообщение
    • Воздействие
    • С большой аудиторией

    Выбор стиля речи

    Слайд 16

    Агафонова Е.Е.

    Стили речи

    Артисты говорят в гримёрной,

    Твой друг беседует с тобой-

    Стиль это просто

    А не какой – нибудь иной.

    Рассказ читаешь или стих,

    Роман, поэму, пьесу –

    Знай в них стиль,

    Стиль очень интересный.

    Ещё есть стиль

    Статей в журнале политическом,

    Газетных очерков, заметок –

    Запомни также стиль и этот.

    А биографию открой –

    А правила когда мы учим,

    Употребляем стиль

    Разговорный

    Художественный

    Публицистический

    Официально - деловой

    Слайд 17

    Стили речи(где? с кем? зачем?)

    Агафонова Е.Е.

    Книжные Разговорный общение (разговорные слова, неполные предложения,диалог)

    сообщение (термины)

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова)

    ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение) (особые слова и обороты)

    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ сообщение информации, воздействие (общественно-политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств)

    Слайд 18

    Разговорный стиль

    Агафонова Е.Е.

    Особенности разговорного стиля

    Цель - общение

    Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,

    сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.

    Стилевые черты

    Мы не всегда знаем, о чём будем говорить.

    Мы не знаем, какие слова подберём.

    Мы должны видеть и слышать участника разговора.

    Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных

    слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких

    предложений, богатство интонаций.

    Слайд 19

    Агафонова Е.Е.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

    Сфера употребления – язык художественной литературы.

    Цель использования–создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие.

    Языковые средства:

    1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д.

    2.Стилистические фигуры (фигуры речи) : анафора, антитеза,бессоюзие,градация,

    инверсия,параллелизм,риторический вопрос,обращение,умолчание,эллипсис, эпифора.

    Художественныйстильотличается образностью, широким использованием изобразительно –выразительных средств языка.

    Слайд 20

    Агафонова Е.Е.

    Художественный стиль речи

    1.Предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально – эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля.

    2.Основная функция – эстетическая.

    3.К средствам художественной выразительности

    относятся РИТМ,РИФМА,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ

    4.Характерная особенность – соединение различных стилей речи, совмещение слов «высоких» и «низких»,

    присутствие разговорной лексики,иногда – просторечий, диалектизмов,профессионализмов.

    5.Тип речи–рассуждение,рассуждение с элементами описания, описание.

    Слайд 21

    Публицистический стиль

    Агафонова Е.Е.

    Публицистика- особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются

    актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

    Слайд 22

    Агафонова Е.Е.

    Сфераупотребления–стиль радио,телевидения,газетных,журнальныхстатей.

    Цель–передачаинформациисодновременнымвоздействиемначитателя,слушателя.

    Жанры: информация, критическая заметка, репортаж,интервью,статья,

    рецензия, зарисовка, очерк,фельетон.

    ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ. ДОКЛАД.

    Слайд 23

    Особенности публицистического стиля речи

    Агафонова Е.Е.

    1.ЛОГИЧНОСТЬ.

    2.ОБРАЗНОСТЬ.

    3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.

    4.ОЦЕНОЧНОСТЬ.

    5.ПРИЗЫВНОСТЬ.

    6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

    Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ:

    Она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

    Чтобы воздействовать на воображение и чувства читателя, используются ЭПИТЕТЫ,

    СРАВНЕНИЯ, МЕТАФОРЫ, просторечные слова, фразеологизмы

    Слайд 24

    Агафонова Е.Е.

    ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

    Сфераупотребления - используется в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно –правовой деятельности).

    Цель –сообщение, информирование.

    Основные жанры: законы, приказы,постановления резолюции, протоколы, акты,справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная…)

    Особенности языка:

    1.Официально – деловая лексика

    2.Устойчивые, стандартизированные обороты речи

    3.Точность,не допускающая иного толкования.

    Слайд 25

    Агафонова Е.Е.

    Официально – деловой стиль речи.

    Сфераупотребления – правовые,служебные,производственные отношения.

    Цель использования – сообщение, информирование.

    Основные черты:

    1.Точность, недопускающая иного толкования.

    2.Неличный характер.

    3.Стандартизованность,стереотипность построения текста.

    4.Долженствующе предписывающий характер.

    Языковые особенности.

    1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи. специальной терминологии.

    2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.

    3.Типы речи–почти отсутствуют повествование и описание.

    4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные

    средства языка.

    Слайд 26

    Схема научного стиля речи

    Агафонова Е.Е.

    Речевая ситуация:

    ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

    Стилевыечерты: логичностьизложения, отвлечённостьиобобщённость,

    точность, доказательность, неэмоциональность и объективность

    Слайд 27

    Агафонова Е.Е.

    Стилистический эксперимент

    1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым синонимом. Что получилось?

    2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?

    У ручья (выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он(смотрел, уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая) её красоту. Соловьиные (трели, верещания) звучали над ручьём, и тот (вторил, поддакивал) им тихим (журчанием, бульканьем).

    Но пришла осень.(Опали, отвалились) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унёс,

    уволок) их вдаль, и (смолкла, заглохла) соловьиная песня.

    А.Смирнов.

    Слайд 28

    Стилистический эксперимент

    Агафонова Е.Е.

    Задание:1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:

    глазёнки, гляделки. С какой целью использовал их автор?

    2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?

    3.Что, по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок, гляделок?

    Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.

    Спросили глаза:

    Что вы бегаете? Чего ищете?

    Забегали глазёнки, засуетились, говорят:

    Да так себе,понемножечку,полегонечку, нельзя – помилуйте, надо же –

    cамизнаете.

    И были гляделки: тусклые, нахальные.Уставятся и глядят. Спросили глаза:

    Что вы смотрите? Что видите?

    Скосились гляделки, закричали:

    Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!

    Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.

    Ф. Сологуб.

    Слайд 29

    Типы речи

    Агафонова Е.Е.

    • Повествование
    • Описание
    • Рассуждение

    Что произошло?

    Несколько рисунков (фотографий)

    Один рисунок (фотография)

    прилагательные

    Нет рисунков,

    фотографий.

    Слайд 30

    Типы речи. Повествование.

    Агафонова Е.Е.

    Повествование– это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности.

    Композиционные особенности:

    1. Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия (т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной,когда мы сначала узнаём о развязке, а потом уже - о самом дейcтвии).

    2. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается в наглядном представлении действия.

    3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события,помогают развёртыванию повествования.

    Слайд 31

    Агафонова Е.Е.

    ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ, сообщение о каком-то событии в его

    временной последовательности.

    Главное –порядок протекания действия и развитие сюжета

    Выразительная и изобразительная сила повествования заключается

    прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

    Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ, особенно формам прошедшего времени совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помогают развёртыванию повествования).

    К тексту – повествованию можно поставить вопрос

    ЧТО ПРОИЗОШЛО?

    Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.

    Слайд 32

    Повествование и егоструктура

    Агафонова Е.Е.

    • вступление
    • Завязка
    • Развязка
    • КУЛЬМИНАЦИЯ
    • Заключение
  • Слайд 33

    Описание и его структура

    Агафонова Е.Е.

    Описание – словесное изображение какого - либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.

    Цель описания – сделать так, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

    Композиция описания:

    1.Общее представление о предмете.

    2.Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей)

    Языковые особенности:

    1. Широкое использование слов, обозначающих качества, свойства предметов.

    2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,

    а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени.

    3. Важную роль играют определения, назывные и неполные предложения.

    Слайд 34

    Агафонова Е.Е.

    Объекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные

    Слайд 35

    Агафонова Е.Е.

    Рассуждение и его структура

    Рассуждение– это словесное изложение, разъяснение, подтверждение

    какой – либо мысли.

    Рассуждение– очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

    Композиция

    1. Тезис (высказывается какая – то мысль)

    2. Аргументы(доказательства или опровержение этой мысли).

    Убедительные, сопровождаемые примерами

    3. Вывод (заключение)

    Слайд 36

    Агафонова Е.Е.

    Рассуждение и его характерные особенности

    Важно, чтобы

    а) тезис был доказуемым и чётко сформулированным

    б) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса

    в) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь

    г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис, а не что – то другое (факт – самое бесспорное доказательство).

    д) для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова: во – первых, во – вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом

    Жанровые формы рассуждения

    Письмо Статья Рецензия Доклад Полемический диалог

    Слайд 37

    Агафонова Е.Е.

    Использованные ресурсы

    1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1998.

    2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001.

    3.УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9класс. М.:Дрофа,2008г

    Посмотреть все слайды

  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама