THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Все процессы, понятия или предметы с чего-то начинаются. Этот момент начала произошел несколько дней или лет назад, и все выглядело по-другому – не так, как сейчас. Смотря, например, на машину, мы понимаем, что в самом начале она не была такой: сначала появилась идея, затем эта идея была донесена другим людям, что вызвало обсуждение; к работе подключились дизайнеры, был запущен процесс сборки и многое другое.

Описанное выше – незначительный пример. Но он отлично объясняет суть – у всего есть начало.

Управление проектами – не исключение. Будучи сложной цепочкой задач и процессов, оно также с чего-то начинается. Этим первым шагом является план проекта .

В этой статье мы поговорим о плане и процессе планирования, а также разъясним моменты, связанные с вопросом «Как создать такой план». Мы выделили 7 шагов.

Что же такое план проекта?

Вы могли заметить, что мы помимо плана упомянули и процесс планирования . Какая между ними разница? Все очень просто.

Планирование – это процесс, обсуждение. Во время него выясняется объем работ, цели и пути, необходимые для их достижения.

План же – это официальный документ, содержащий все решения по планированию, утвержденный объем, затраты. Его главные функции – контроль, оказание содействия общению между участниками и составление графика.

Создавая план проекта, менеджер уже должен обладать ключевыми знаниями и умениями. Это повышает шансы на успешную его реализацию. Кроме того, подготовленный план поможет предвидеть и избежать необязательных ошибок и принятия неверных решений, а также поспособствует экономии времени и уменьшению затрат.

Цели плана проекта

Хорошо подготовленный план должен отвечать на следующие вопросы.

Почему?

Должны быть выяснены причины, почему на проект выделяются средства; какая проблема должна быть решена.

Вопрос касается работы, которая должна быть выполнена для достижения результата и конечных целей.

Вопрос о вовлеченных людях, их ролях и ответственности; о том, как они должны быть организованны.

Когда?

Здесь речь идет о графике/продолжительности проекта.

Как составить план проекта?

Перед тем как заняться составлением, менеджер должен быть осведомлен о большом количестве вопросов, которые будут возникать на протяжении всего проекта, и ответов на них. Каждый вопрос можно выделить отдельно. Но все же лучше определить общие характерные шаблоны и модели. Итак, что же необходимо делать менеджеру для составления плана проекта.

1. Общайтесь

Первым шагом к успеху является общение с командой о целях, участниках, задачах, т.д. Менеджер должен знать, кто и за какую задачу ответственен, о сроках, а также просто обо всем, что происходит в проекте.

Стоит добавить, что общение – это не только первый шаг. Общаться стоит на протяжении всего проекта – это ключ к успеху.

2. Определите участников и цели

Определение всех участников проекта иногда вызывает сложности: их может быть очень много. Более того, они прямо или косвенно, в большей или меньшей степени могут оказывать влияние на проект. Именно поэтому важно определить всех тех, кто напрямую влияет на составление плана и серьезно отнестись к их пожеланиям.

Кто может быть участником проекта:

  • Заказчик – человек, непосредственно финансирующий и утверждающий работу;
  • Менеджер проекта – человек, занимающийся планированием с последующим созданием, исполнением и контролем над проектом;
  • Команда проекта , которая создает конечный продукт. Члены команды участвуют во многих важных процессах, среди которых разработка, обеспечение качества, работа над дизайном и т.д. Как правило, они не утверждают проект;
  • Конечный пользователь ;
  • Другие . В этот список могут входить самые разнообразные люди: риск-аналитики, специалисты по снабжению и т.д.

Что можно сделать на этой стадии? Проведите интервью с ключевыми участниками. Так вы поймете, какие требования ставятся, и какие цели стоит достигнуть. Наиболее эффективным способом достижения целей является SMART методика постановки целей.

Проведение интервью также позволяет менеджеру осознать, какую проблему решает проект, и почему вообще он финансируется.

Это наш почему вопрос.

3. Определите весь объем работ

Несомненно, самая важная часть любого планирования. Все ключевые моменты выделяются и обсуждаются здесь: обоснование, описание продукта, критерии соответствия, цели и результаты, ограничения, предположения, стоимостная оценка и некоторые другие. Все участники проекта должны прийти к полному пониманию и соглашению на этой стадии. Как только обсуждение заканчивается, все важное заносится в документ, в котором фиксируются описание содержания и объема проекта.

На этой стадии также уменьшаются риски недопонимания, которые могут привести к масштабов проекта.

Это наш что вопрос.

4. Определите роли и ответственности

Одна из важнейших задач менеджера – распределение задач между членами команды. Они должны знать свои роли и сферу ответственности. И, конечно же, не следует забывать, что команды – это сформированные единицы с определенным числом участников.

Это наш кто вопрос.


5. Составьте график проекта

Этот пункт – непосредственное продолжение предыдущего. Как только роли и ответственность будут распределены, следующим шагом будет установление продолжительности работы для каждого ресурса с датами начала/окончания.

Это наш когда вопрос.

На этой же стадии менеджер устанавливает ключевые события, критический путь – в общем, имеет дело с графиком выполнения работ.

Какой же инструмент для работы с проектом выбрать?

6. Визуализируйте план проекта при помощи диаграммы Ганта

Заметим, что некоторые люди, говоря о графике, подразумевают весь проект. Это не совсем так. Визуализированный график – это всего лишь часть планирования и плана как такового. Весь проект представляет собой более сложную структуру.

Воспользуйтесь GanttPRO – онлайн инструментом для . С его помощью менеджер может:

  • Создавать и распределять задачи;
  • Устанавливать их продолжительность с датами начала и окончания.
  • Устанавливать зависимости между задачами. Менеджер следит за всеми событиями и знает, когда завершающаяся задача дает начало следующей;
  • Следить за прогрессом отдельно взятых событий и проекта в целом;
  • Определять ресурсы, необходимые для выполнения задач;
  • Устанавливать стоимость ресурсов;
  • Взаимодействовать с членами команды и просматривать все сделанные ими изменения;
  • Следить за ключевыми событиями;
  • Визуализировать критический путь – наиболее короткий промежуток времени, необходимый для завершения проекта.

С диаграммами Ганта GanttPRO легко управлять процессами планирования и составлять проект.

7. Управляйте рисками

Все стадии проекта могут подвергаться рискам. Поэтому управление ими – один из важнейших моментов в планировании.

Опытный менеджер способен не только оценивать и предвидеть такие ситуации, но и создавать план со способами их решения. Команда, в свою очередь, также должна знать, как реагировать на любые перемены.

Какие риски могут возникнуть?

  • Оптимистичные ожидания о времени и затратах;
  • Плохо обозначенные требования и пожелания;
  • Плохо обозначенные роли и ответственности;
  • Перемены в требованиях;
  • Новые требования;
  • Сокращение бюджета;
  • Плохое взаимодействие.

Подытожим

Идентичных проектов не существует. Один может быть отлично реализован без рисков и перенесенных сроков. Другой может провалиться, даже если в нем будут те же участники, затраты, график и цели. Риски и перемены в проекте неизбежны. Но все же облегчить само планирование и составить план помогут грамотно распланированные объем работ, график, оцененные риски и отличная командная работа. В таком случае даже трудные проекты могут приносить удовольствие.

А у вас есть опыт планирования проектов?

Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.

Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план – опорная схема.

Как составить простой план.

1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3.Озаглавьте части.

4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5.Запишите план.

Как составить сложный план .

1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Образец сложного плана сочинения, посвященного Бабе Яге, взятый из пародии Марка Розовского.

Баба Яга

I .Вступление.Историческая обстановка в те еще годы.

II . Главная часть. Показ Бабы Яги – яркой представительницы темных сил.Черты Бабы Яги.

  1. 1. Положительные:

а) смелость,

б) связь с народом,

в) вера в будущее.

  1. 2. Отрицательные:

а) трусость,

б) эгоизм,

в) пессимизм,

г) костяная нога.

III . Заключение

Вопросный план .

Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).

Цитатный план.

Цитата- это дословная передача чужого высказывания.

Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.

В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1-й вариант:

1. (цитата);

2.(цитата);

3.(цитата).

2-й вариант

Основные вопросы.

Доказательства (цитаты).

Тезисный план.

Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.

2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.

3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.

Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.

  1. 1. Три принципа русского правописания
  1. 2. Ведущий принцип русской орфографии…

План показывает то, о ЧЕМ нужно сказать.

  1. 1. Правописание в русском языке осуществляется соответственно трем принципам: морфемному, фонетическому, традиционному.
  2. Морфемный принцип правописания –ведущий принцип русской орфографии. Согласно этому принципу каждая морфема сохраняет единое написание независимо от произношения .

Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать.

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Построение схемы

1.Логико-смысловой анализ текста:

А)членение на законченные смысловые части;

Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;

В)определение главной мысли текста;

Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.

2. Словесно-графическое оформление схемы:

А) озаглавливание;

Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;

В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.

При написании изложения, изучении художественных и прочих текстов нередко требуется составить план. Информация, которая в нем содержится, помогает восстановить в памяти ключевые моменты, подробности сюжета, имена, важные факты. При наличии качественного плана работать с данными очень легко, вот только как правильно его сделать?

Определитесь с разновидностью плана. В зависимости от формулировок, различают такие его типы:
  • тезисный – кратко отображает суть, содержит много глаголов;
  • назывной – оперирует тезисами, но в его основе лежат существительные;
  • вопросный – составляется в виде вопросов к каждой части текста;
  • план-опорная схема – состоит из наиболее информативных слов и отрывков предложений;
  • комбинированный – сочетает несколько видов плана.
Кроме того, план может быть простым или сложным. Простой обычно имеет 3-5 пунктов, он передает содержание очень сжато. Сложный делится на пункты и подпункты, что позволяет максимально раскрыть сюжет, учесть все нюансы, а в дальнейшем отлично воссоздает полную картину текста. Чтобы составить план, нужно внимательно прочитать произведение и осмыслить его. При необходимости следует выписать имена персонажей и сложные названия. Если встретились неясные слова, обязательно узнать их значение, они могут оказаться сюжетообразующими и крайне важными. Далее разделим текст на части. Если он достаточно объемный, помогут сориентироваться названия глав. Если же план составляется к статье, можно отталкиваться от абзацев. В каждой части выделяем основную мысль. Характеризуем части лаконично, но красноречиво. Так, чтобы короткое предложение несло максимум информации и моментально вызывало в памяти яркие образы. Записываем названия пунктов. Следим, чтобы в плане не повторялись речевые обороты, используем синонимы. Проверяем, насколько точно и последовательно план передает мысль автора. Можем ли мы воссоздать текст по указанным пунктам? Не пропущена ли весомая информация? Соответствует ли план той разновидности, которую мы задали в самом начале (пункты 1 и 2)? Качество плана может существенно снизиться из-за ряда типичных ошибок:
  • пункты выглядят слишком обобщенными и не раскрывают идею, тематику произведения;
  • описания очень краткие, неинформативные или наоборот излишне объемные и детальные;
  • пункты непропорциональны, то есть одни лаконичны, другие достаточно развернуты;
  • не отображены основные структурные элементы (вступление, заключение);
  • отсутствует логика повествования;
  • смысловые фрагменты наслаиваются друг на друга в соседних пунктах.
Рассмотрим составление комбинированного плана на примере сказки про Золушку:
  1. Нелегкая жизнь Золушки в новой семье.
  2. Сестры и мачеха собираются на бал.
  3. Явление Феи, чудесное перевоплощение.
  4. Золушка в королевском замке. Встреча с принцем.
  5. Волшебство развеивается в полночь.
  6. Поиски загадочной гости с помощью хрустальной туфельки.
  7. Встреча влюбленных.

При составлении плана обязательно вчитайтесь в текст, выделите основные его части, придумайте названия к пунктам. При возможности задайте сложную, развернутую структуру, чтобы отобразить как можно больше информации. Проверьте работоспособность своего плана.

Урок в 6 классе

Тема: Простой и сложный план текста.

Цели:

1.Познавательные : а) повторить изученные речеведческие понятия (план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах); б) закрепить новые понятия: тезисный план, цитатный план

2.Практические:

а) составлять простой и сложный план; а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению; б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные: а) воспитывать: -интерес к предмету с помощью содержания текста; -интерес к истории и литературе; б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста; в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо); г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться орфографическим и толковым словарями).

Оборудование: презентация, карточки, тексты

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

2. Блицопрос

Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?

Назовите особенности текста-повествования, описания, рассуждения.

Назовите признаки текста? Основные понятия текста?

На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?

(Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)

Читают тексты, оценивание

Ответы на вопрос

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

1. - Какой бывает план? (2 минуты)

(Простой и сложный)

Чтение те 1. Чтение и анализ текста.

Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются.

И вдруг увидел солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. Из расстегнутого пальтишка видна тоненькая шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки слез.

А кругом идет страшный бой. Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет.

Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную!...

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя.

А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом. Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

Простой план.

1. Последний бой войны.

2. Немецкая девочка.

3. Описание боя.

4. Благородный поступок солдата.

5. Победа.

На какие три части можно разделить весь текст (вступление, основная часть, заключение), озаглавьте эти части.

Какая часть имеет несколько микротем? Назовите их.

Составление сложного плана

Сложный план.

I. Последний бой войны.

II. Благородный поступок солдата.

1. Немецкая девочка.

2. Описание боя

3. Спасение ребенка.

III. Победа.кста.

(2 слайд) - Как вы думаете, какой план представлен на слайде?

(В простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами или буквами).

1….

2….

3….

I….

II….

1…

2…

III…

- Чем сложный план отличается от простого?

(Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)

- Где нам с вами уже встречался план?

(При морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и сложного предложения и др.)

Работа в парах. (5 минут). (Выдаются карточки с заданием: составить план к предложенной теме.

    Звуки речи (3 ряд)

    Гласные

1. …

2…

II . Согласные

1. …

2. …

2. Предложение (1 ряд)

I . По цели высказывания

1. …

2. …

3. …

II . По интонации

1. …

2. …

III . По количеству грамматических основ

1. …

2. …

IV . По наличию второстепенных членов

1. …

2. …

Формулируют тему, цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Первичное закрепление

Цель этапа : усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Физкультминутка.

Упр 180, 181.

Работа в паре

Проверка

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Упр. 238 составить простой и сложный планы

Проверка, оценивание

Взаимопроверка по образцу

Проверяю себя

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

1) из учебника биологии по 1 параграфу написать сложный план

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь

Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


Алгоритм составления сложного плана по обществознанию (задание 28 )

Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему. Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

В случае необходимости внесите корректировки.

Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.

В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:

1. Понятие, сущность…

2. Характерные черты, основные принципы…

3. Специфические признаки…

4. Важнейшие задачи, основные функции…

5. Формы, типы, виды, классификации…

6. Структура…

7. Основные этапы, стадии развития…

8. Особенности развития…

9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…

10. Значение … в развитии общества, личности.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

2) полноту отражения основного содержания в плане;

3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

При выполнении заданий выпускникам предстоит :

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;

б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

3) озаглавьте каждую часть;

4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

6) в случае необходимости внесите корректировки;

7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама