THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по дисциплине ВЭД

на тему: «Понятие импорта, особенности таможенного оформления»

Bведение

Основная задача государства в области внешней торговли - это оказание помощи экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.

Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в Российской Федерации используются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: нетарифное и таможенно-тарифное.

Применение этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

Понятие импорта

Импорт (от лат. importo) - ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т.п. на таможенную территорию страны из-за границы без долгов про обратный вывоз.

Импорт (в экономической теории) - расходы частных лиц, фирм и правительства на приобретение товаров и услуг, произведенных в других странах.

Страна импорта - страна происхождения продукта, в то время как страной экспортирования является страна назначения продукта.

Реимпорт - ввоз товаров, ранее вывезенных, но не переработанных.

Импорт - ввоз в страну заграничных:

* товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны;

* услуг - в форме платного пользования услугами иностранных фирм;

* капитала - в форме предоставления займов и кредитов.

Маржа стоимостных объёмов экспортирования и импорта формирует торговое сальдо. Сумма экспортирования и импорта - торговый оборот.

Косвенный импорт - импорт комплектующих предметов торговли или полуфабрикатов, использованных в импортируемых машинах и оборудовании. Параллельный импорт Арбитраж, при котором импортер покупает продукт в одной стране, а продает его в другой, где цены выше.

Импорт рассчитывается на базе цен CIF (CIF - acquisitioncost, insurance, freight) т. е. включает цена, страхование, фрахт, в связи, с чем цена мирового экспортирования будет всегда меньше стоимости импорта на сумму страховой премии, фрахта судна для перевозки, других портовых сборов.

Обычно импорт - важный объект регулирования со стороны государства. Такое регулирование может исполняться посредством следующих инструментов торговой политики: специфических и адвалорных пошлин, технические барьеры, квот, «добровольных» ограничений экспортирования, установления минимальных импортных цен, и т.п. Ограничения импорта просто вводятся в протекционистских целях (для защиты национальных производителей от конкуренции). Налоги на импорт также могут устанавливаться в фискальных целях (пополнение казны).

Cтепень регулирования импорта зависит от избранного типа торговой политики государства (Либеральная политика - Протекционизм).

Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта акцентируется таможенной статистикой. Импорт выступает как результат международного разделения труда, способствует экономии времени и более полному удовлетворению потребностей национальной экономики. Различают видимый и невидимый импорт. Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.

Импорт - ввоз из-за границы товаров, технологии и капиталов для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера; возмездное получение от иностранных партнеров услуг производственного или потребительского назначения. Будучи следствием международного разделения труда, импорт способствует экономии времени, более полному удовлетворению потребностей национальной экономики и населения. Объем, структура и ассортимент импорта связаны с масштабами народного хозяйства, обеспеченностью его разнообразными ресурсами, уровнем производственного и научно-технического развития. Объем импорта зависит также от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой, большей частью на условиях CIF. В условиях возрастания роли кооперационного, производственного и научно-технического сотрудничества увеличивается импорт товаров (сырья, полуфабрикатов, узлов и деталей) для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу, а также импорта товаров отечественного происхождения, постигших переработку за границей. Наконец, объектом импорта являются временно ввозимые (на выставки, базара, публичные торги) товары. Все большее значение получает импорт производственных и потребительских услуг, в частности в форме туризма.

Лицензирование импорта товаров

Основная задача государства в области внешней торгово-промышленной деятельности - это оказание содействия экспортированию отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.

Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для Российской Федерации, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в России применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное.

Использовать эти методы отвечают общемировой практике. Однако, применение в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговой деятельности, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней коммерции, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

В условиях нестабильного развития экономики России, дефицита определенных товаров на внутреннем рынке наряду с таможенно-тарифными средствами осуществляется использование методов нетарифного регулирования, в первую очередь лицензирования импорта отдельных товаров.

Лицензирование, являясь одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, позволяет государству активно вмешиваться в формирование объёма, товарной и географической структуры торгово-экономической деятельности тех, кто участвует во внешнеторговой деятельности. Лицензирование внешней продажи может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т.д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта.

Таможенное оформление импорта

Таможенное оформление импорта - важная часть внешнеэкономической операции, связанной с перемещением груза через государственную границу. Это обязательная процедура для всех, пересекающих таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза - грузов.

Таможенное оформление импорта - процесс сложный, он включает в себя взаимодействие с таможенными органами, формирование комплекта документов, уплату пошлин и налогов. Начинается таможенное оформление импорта после того, как груз прибудет на таможенную территорию таможенного союза и в таможенный орган подано соответствующее уведомление. Таможенное оформление импорта заключается в соблюдении в отношении импортируемых грузов всех формальностей, прописанных в таможенном законодательстве.

Таможенное оформление импорта проходит в несколько этапов:

Регистрация в таможенных органах субъекта ВЭД, после которой фирма становится полноправным ее участником;

Определение по торговой номенклатуре ВЭД кода товаров;

Таможенная оценка стоимости товаров;

Сертификация и лицензирование;

Предоставление паспорта сделки и внешнеторгового контракта - основных документов при таможенном оформлении импорта;

Расчет и оплата таможенных пошлин, сборов, налогов, лицензионных сборов и других платежей, предусмотренных для каждых конкретных групп товаров. При этом оформление зависит от уровня тарифа, который может включать не один вид пошлины: комбинированные, специальные и адвалорные;

Письменное согласование с ОКТО и ввод товара в свободное обращение.

По окончании таможенного оформления импорта клиент получает товар, легально импортированный на территорию Российской Федерации, и все необходимые к нему документы: счета-фактуры, акты на оказанные Вам услуги, чек о списании таможенных платежей, складские ведомости, ДТ (декларация на товары) и ДТС (декларация таможенной стоимости).

Особенности таможенного оформления импорта

Особенности таможенного оформления импорта зависят от:

* вида товара, перемещаемого через таможенную границу: товар, подвергающий быстрой порче, делящиеся и радиоактивные материалы, живые животные, товар, подлежащий экспортному контролю (товар двойного применения), драгоценные камни и драгоценные металлы и т.д.;

* вида транспорта, который использовался для перемещения товара через таможенную границу (воздушный транспорт, морской (речной) транспорт, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, линии электропередач и трубопроводный транспорт);

Если заранее начать подготовку необходимого пакета документов, то таможенное оформление импорта может пройти в минимальные сроки. Для правильного таможенного оформления импорта начинать необходимо с транспортных документов, проработки документов контракта и решения вопросов не тарифного регулирования еще на этапе обсуждения условий внешнеторгового контракта с контрагентом. К этому обсуждению целесообразно, а в некоторых случаях просто необходимо, привлечь специалистов по таможенному оформлению, только так можно избежать возможных потерь (как денег, так и времени) из-за незнания специфики таможенного оформления импорта.

Правильная организация таможенного оформления импорта силами высококвалифицированных специалистов по таможенному и международному праву даст новые возможности вашему бизнесу. В проведении таможенного оформления импорта, что позволяет предоставлять конструктивные рекомендации своим клиентам на всех этапах поставки и перевозки груза.

Документы и сведения для таможенного оформления при импорте

Согласно Приказу ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», при таможенном оформлении товаров декларантом представляются следующие документы и сведения:

а) документы, подтверждающие полномочия лиц на совершение таможенных операций;

б) таможенная декларация в форме грузовой таможенной декларации (ГТД), заполненная в соответствии с правилами заполнения ГТД при декларировании иностранных товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации и (или) выпускаемых для свободного обращения, и (или) в других формах.

Приказом ФТС от 01.11.2006 г. № 1087 утверждены форма таможенной декларации на автомобиль (транспортное средство) и порядок ее заполнения.

в) документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающие правоспособность лиц, сведения о которых указаны в таможенной декларации, по осуществлению деятельности на территории Российской Федерации (к таким документам могут относиться: учредительные документы, свидетельство об аккредитации филиала либо представительства иностранного юридического лица, паспорт, свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

г) документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, свидетельствующие о постановке лиц, сведения о которых указаны в таможенной декларации, на учет в налоговых органах;

д) декларация таможенной стоимости, за исключением случаев, когда правовыми актами не предусмотрено ее заполнение, документы, подтверждающие заявленные сведения по таможенной стоимости согласно Приложению № 1 к настоящему Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом (далее - Перечень);

е) коммерческие документы (счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс) к договору, иные коммерческие и расчетные документы, в том числе кассовый или товарный чек на приобретение товаров в розничной сети, документы, подтверждающие проведение расчетов с использованием в качестве средства платежа ценных бумаг - в зависимости от условий расчетов и другие);

Понятие коммерческих документов в таможенных целях дано в ст. 11 Таможенного кодекса:

«29) коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из настоящего Кодекса не вытекает иное».

ж) договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации или изменение таможенного режима производится на основании договора, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - документы, выражающие содержание таких сделок;

з) паспорт сделки/паспорт бартерной сделки, оформленные в установленном порядке, в случае, когда перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об их оформлении;

и) документы, выдаваемые уполномоченным органом, подтверждающие особенности осуществления валютных операций, когда перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменении их таможенного режима осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не распространяется требование об оформлении паспорта сделки/паспорта бартерной сделки:

* письменное подтверждение организации, уполномоченной Минфином России информировать таможенные органы о договорах, заключенных и оплачиваемых за счет средств займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

* письменное подтверждение уполномоченного банка, ведущего в соответствии с международным договором с участием Российской Федерации кредитный счет, при поставках товаров по государственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, с указанием номера счета и кода валюты;

к) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки со счетов; иные документы, подтверждающие совершение валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации декларируемых товаров в случае, если указанные валютные операции совершены до дня подачи декларантом таможенной декларации;

л) сводные ведомости, формируемые на основании расходных или приходных кассовых ордеров на общее количество перемещаемой за период валюты, - при декларировании валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в связи с торговлей на бортах воздушных судов, с использованием периодической таможенной декларации;

м) документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения, не вытекающие из содержания или условий заявленного в таможенной декларации таможенного режима, если в отношении декларируемых товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации предоставляются льготы по уплате таможенных платежей;

н) предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, если оно имеется;

о) предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны, если оно имеется;

п) разрешения, лицензии, сертификаты, акты и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными органами (далее - разрешения), если такие разрешения в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации являются документами, необходимыми для помещения товаров под выбранный таможенный режим, согласно Приложению № 2 к настоящему Перечню;

р) платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей;

с) документы, подтверждающие внесение обеспечения уплаты таможенных платежей, налогов в случаях, установленных статьей 337 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также предоставление иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей в случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации;

т) транспортные (перевозочные) документы, по которым осуществляется (или осуществлялась) международная перевозка товаров или перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, за исключением случаев, когда товары (при изменении или завершении действия таможенного режима) не пересекают государственную границу Российской Федерации;

Понятие транспортных документов в таможенных целях дано в ст. 11 Таможенного кодекса:

«28) транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары, и транспортные средства при международных перевозках».

у) уведомление о максимальных розничных ценах на табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, представление которого предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

ф) подтверждение о фиксации сведений об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

х) лицензии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

ц) разрешение таможенного органа на помещение товаров под выбранный таможенный режим, если в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами ФТС России разрешение таможенного органа на помещение товаров под выбранный таможенный режим выдается в виде отдельного документа;

ч) предшествующая таможенная декларация (ГТД или иной документ, используемый в качестве таможенной декларации), если в отношении товаров изменяется (завершается) ранее выбранный таможенный режим;

ш) иные документы и сведения, не вошедшие в настоящий перечень, представление которых таможенным органам требуется в соответствии с иными нормативными правовыми актами ФТС России;

щ) иные документы и сведения, которые лицо сочтет необходимым представить для целей помещения товаров под выбранный таможенный режим;

э) опись документов, прилагаемых к таможенной декларации;

ю) документы, запрошенные таможенным органом в письменной форме для осуществления выпуска товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом (в том числе необходимые для проведения таможенными органами таможенного контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, определения страны происхождения товаров, подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и соблюдения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).

Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации

1. При декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенным режимом, в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, если такие документы не представляются в соответствии с подпунктами "а" - "г", "е" - "т", "ц" - "щ" пункта 1 Перечня:

а) при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами:

банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;

внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс);

страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;

учредительные документы декларанта;

договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами Российской Федерации на вывоз товаров (если товары поставлялись из Российской Федерации) и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров);

договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар;

договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;

договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации

1. При декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенным режимом, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются следующие виды документов:

а) лицензии:

лицензия, выданная ФСТЭК России;

лицензия, выданная ФСВТС России;

лицензия, выданная Минэкономразвития России;

б) разрешения:

разрешение на импорт отдельных видов товаров, выданное Минэкономразвития России при осуществлении наблюдения за импортом отдельных видов товаров;

разрешение, выдаваемое органами системы государственного надзора за связью, на ввоз радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств);

разрешение, выдаваемое МВД России, на ввоз гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

разрешение, выдаваемое административными органами СИТЕС, на ввоз объектов СИТЕС;

разрешение, выдаваемое МВД России, на перемещение автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения при транзите;

разрешение, выдаваемое Россельхознадзором, на ввоз конкретной партии лекарственных средств, применяемых в ветеринарии, для клинических исследований, регистрации, перерегистрации;

разрешение, выдаваемое Россельхознадзором, на ввоз конкретной партии лекарственных средств, применяемых в ветеринарии, для разработки, проведения исследований и контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств научно-исследовательскими учреждениями, институтами, лабораториями;

разрешение, выдаваемое Росздравнадзором, на ввоз лекарственных средств для разработки, проведения исследований и контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств научно-исследовательскими учреждениями, институтами, лабораториями;

разрешение, выдаваемое Россельхознадзором, на ввоз конкретной партии лекарственных средств, применяемых в ветеринарии, предназначенных для гуманитарных целей;

разрешение, выдаваемое Росздравнадзором, на ввоз незарегистрированных лекарственных средств для клинических исследований, регистрации, перерегистрации;

разрешение, выдаваемое Росздравнадзором на ввоз лекарственных средств, предназначенных для гуманитарных целей;

в) сертификаты:

сертификат об утверждении типа средства измерения, подтверждающий осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов;

сертификат на ввоз необработанных природных алмазов (сертификат Кимберлийского процесса);

сертификат соответствия (одобрение типа транспортного средства), подтверждающий осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов;

сертификат качества, подтверждающий качество зерна и продуктов его переработки;

г) свидетельства:

свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое органами Роспотребнадзора, подтверждающее осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

свидетельство о постановке на специальный учет в органах пробирного надзора;

ветеринарное свидетельство, подтверждающее осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), выдаваемое при ввозе товаров;

д) заключения:

санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое органами Роспотребнадзора, подтверждающее осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

заключение (решение), выдаваемое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, об отнесении декларируемых товаров к не подпадающим под действие запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

заключение Государственной комиссии по испытанию и охране селекционных достижений;

е) письма:

письмо Ростехрегулирования либо органа, им уполномоченного, подтверждающее осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов;

письмо, выдаваемое Россельхознадзором, на ввоз образцов пестицидов для проведения регистрационных испытаний;

письмо, выдаваемое органом по сертификации, при ввозе образцов для целей сертификации;

ж) подтверждение об отнесении ввозимых товаров к категории наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ;

з) согласование для ввоза в Российскую Федерацию прошедших сертификацию и разрешенных к обороту на территории Российской Федерации конструктивно схожих с оружием изделий;

акт государственного карантинного фитосанитарного контроля, выдаваемый при ввозе товаров;

акт государственного контроля драгоценных металлов и драгоценных камней, выдаваемый государственными контролерами Минфина России;

к) декларация о соответствии ввозимых товаров требованиям технических регламентов;

л) воинский пропуск;

н) документы, подтверждающие правомерность использования объектов интеллектуальной собственности в случае, если товары, помещаемые под выбранный таможенный режим, содержат объекты интеллектуальной собственности, подлежащие в установленном порядке защите таможенными органами.

Заключение

импорт товар таможенный лицензирование

Для РФ импорт - это еще и конкурент для национальных производителей, позволяющий им не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого следует - предоставляя всем хозяйствующим субъектам свободу выбора между национальными и зарубежными источниками удовлетворения своих потребностей, импорт должен быть доступным в организационном плане и рациональным в экономическом отношении как для самого внешнеторгового оператора, так относительно всех сфер экономики России.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Перспективы развития лицензирования импорта товаров зависят от итогов переговоров по вступлению России во ВТО, т.к. Всемирная торговая организация выступает за не использование нетарифных мер, а в качестве основного инструмента регулирования внешней торговли признано использование тарифных мер регулирования.

В будущем возможно также появление новых категорий товаров, импорт которых будет регулироваться количественными ограничениями. Это вызвано необходимостью защиты национального товаропроизводителя от зарубежных конкурентов. Так, например, поскольку одним из требований переговорного процесса по вступлению России во ВТО является снижение тарифных барьеров на пути импорта в РФ товаров автомобильной, авиационной, металлургической промышленности, то лицензирование как мера нетарифного регулирования может активно применяться для защиты отечественного рынка аналогичных товаров. В перспективе лицензированию будут подлежать товары наименее конкурентоспособных отраслей российской промышленности.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации.

3. Приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

4. Постатейный комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации. Под ред. Гуева А.Н. М.: Дело, 2006.

5. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование таможенных платежей. - М.: Юриспруденция, 2000.

6. Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учебное пособие. Изд. 2-е. М. "РУДН", 2001 г.

7. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. Учебник для ВУЗов. 5-е издание. "Дашков и К", 2004 г.

8. Килясханов И.Ш. Таможенное право. Учебное пособие для ВУЗов. Москва. ЮНИТИ, 2004 г.

9. Косаренко Н.Н. Таможенное право России. Учебное пособие. М. "Феникс", 2005 г.

10. Курноскина О.Г. Таможенное право. Вопросы и ответы. М."ПрессЮрЛит", 2005 г.

11. Рассолов М.М. Таможенное право: Учебник, М. ЮНИТИ, 2005 г.

12. Тимошенко И.В. Таможенное право России. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2001.

13. Халипов С.В., Таможенное право.Учебник. М.Зерцало-М, 2004 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и характеристика импорта товаров. Нормативно-правовая база, регулирующая торгово–экономические отношения стран Таможенного Союза. Особенности, структура, тенденции и проблемы развития импорта в России. Географическая и товарная структура импорта.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2014

    Квотирование как нетарифный метод ограничения внешнеэкономической деятельности. Порядок лимитирования экспорта-импорта товаров и распределения импортных квот. Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях деятельности Таможенного союза.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Члены Таможенного союза. Регулирование внешней торговли Таможенного союза. Нейтрализация ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из третьих стран. Установление доли производства национальных производителей.

    реферат , добавлен 22.07.2012

    Эволюция мировой экономики и основные теории международной торговли. Сущность международной торговли товарами как доминирующей сферы национальной экономики многих государств. Структура экспорта и импорта РФ, основные проблемы России в этой сфере.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    Понятие и назначение нетарифного регулирования. Запреты или количественные ограничения в отношении экспорта и импорта товаров. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств-членов Таможенного союза.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2013

    Общие тенденции экспорта и импорта Российской Федерации. Оценка внешнеторгового оборота страны. Основные тенденции развития мукомольно-крупяной отрасли. Характеристика ОАО "Пермский мукомольный завод". Анализ экспорта и импорта данного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2015

    Оценка внешнеторгового оборота, товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации. Основные тенденции развития мукомольно-крупяной отрасли. Характеристика деятельности, основные финансовые результаты, структура экспорта и импорта ОАО "ПМК".

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Методы осуществления экспортного контроля, идентификация контролируемых товаров в России. Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций. Применение мер государственного принуждения. Специфика таможенного оформления товаров в США.

    реферат , добавлен 17.01.2015

    Задачи анализа внешнеэкономической деятельности. Географическая структура импорта развивающихся стран, его объем и среднегодовая динамика. Расчет показателя импортной квоты. Научно-технический прогресс и товарная структура импорта развивающихся стран.

    реферат , добавлен 10.04.2010

    Оценка состояния динамики экспорта и импорта товаров в международной торговле России. Рассмотрение основных правил интерпретации, применимых при классификации некомплектных товаров и товаров, поставляемых в незавершенном виде. Анализ судебной практики.

Импорт (от лат. importo) - ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т.п. на таможенную территорию страны из-за границы без долгов про обратный вывоз.

Импорт (в экономической теории) - расходы частных лиц, фирм и правительства на приобретение товаров и услуг, произведенных в других странах.

Страна импорта - страна происхождения продукта, в то время как страной экспортирования является страна назначения продукта.

Реимпорт - ввоз товаров, ранее вывезенных, но не переработанных.

Импорт - ввоз в страну заграничных:

  • * товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны;
  • * услуг - в форме платного пользования услугами иностранных фирм;
  • * капитала - в форме предоставления займов и кредитов.

Косвенный импорт - импорт комплектующих предметов торговли или полуфабрикатов, использованных в импортируемых машинах и оборудовании. Параллельный импорт Арбитраж, при котором импортер покупает продукт в одной стране, а продает его в другой, где цены выше.

Импорт рассчитывается на базе цен CIF (CIF - acquisitioncost, insurance, freight) т. е. включает цена, страхование, фрахт, в связи, с чем цена мирового экспортирования будет всегда меньше стоимости импорта на сумму страховой премии, фрахта судна для перевозки, других портовых сборов.

Обычно импорт - важный объект регулирования со стороны государства. Такое регулирование может исполняться посредством следующих инструментов торговой политики: специфических и адвалорных пошлин, технические барьеры, квот, "добровольных" ограничений экспортирования, установления минимальных импортных цен, и т.п. Ограничения импорта просто вводятся в протекционистских целях (для защиты национальных производителей от конкуренции). Налоги на импорт также могут устанавливаться в фискальных целях (пополнение казны).

Степень регулирования импорта зависит от избранного типа торговой политики государства (Либеральная политика - Протекционизм).

Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта акцентируется таможенной статистикой. Импорт выступает как результат международного разделения труда, способствует экономии времени и более полному удовлетворению потребностей национальной экономики. Различают видимый и невидимый импорт. Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.

Импорт - ввоз из-за границы товаров, технологии и капиталов для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера; возмездное получение от иностранных партнеров услуг производственного или потребительского назначения. Будучи следствием международного разделения труда, импорт способствует экономии времени, более полному удовлетворению потребностей национальной экономики и населения. Объем, структура и ассортимент импорта связаны с масштабами народного хозяйства, обеспеченностью его разнообразными ресурсами, уровнем производственного и научно-технического развития. Объем импорта зависит также от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой, большей частью на условиях CIF. В условиях возрастания роли кооперационного, производственного и научно-технического сотрудничества увеличивается импорт товаров (сырья, полуфабрикатов, узлов и деталей) для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу, а также импорта товаров отечественного происхождения, постигших переработку за границей. Наконец, объектом импорта являются временно ввозимые (на выставки, базара, публичные торги) товары. Все большее значение получает импорт производственных и потребительских услуг, в частности в форме туризма.

Существует два основных вида импорта: импорт промышленных и потребительских товаров, и импорт промежуточной продукции (сырья) и услуг.

Иностранные компании, импортирующие товары и услуги на внутренний рынок страны, стремятся к тому, чтобы их качество было как можно более высоким, тогда как цена - более низкой, нежели у продукции отечественных компаний.

При этом иностранные производители стремятся ввозить в страну те виды продукции, которые по каким-либо причинам недоступны на местном рынке.

В настоящее время выделяются три основных типа импортёров: 1) осуществляющие поиск продукции по всему миру в целях её ввоза и продажи на внутреннем рынке; 2) занятые поиском внешних поставщиков в целях получения продукции по наиболее дешёвой цене; 3) использующие иностранных поставщиков как одно из звеньев в своей товарной цепочке поставок.

Прямой импорт относится к типу торгового импортирования при участии ответственного дистрибьютора и иностранного производителя. Происходит это, как правило, следующим образом: дистрибьютор (компания по розничной торговле) закупает продукцию, спроектированную местными компаниями, которая может быть изготовлена за границей.

В соответствии с программой прямого импорта, дистрибьютор в обход местного поставщика (именуемого в разговорной речи посредником) приобретает конечный продукт непосредственно от изготовителя, по возможности экономя на дополнительных расходах.

Данный тип коммерческой деятельности появился сравнительно недавно и следует за сложившимися тенденциями глобальной экономики.

Развитие импорта

Понятие импорта пришло из латинского языка. Глагол "importo" дословно переводится как ввоз продуктов в порт страны. Древние греки и римляне активно развивали партнёрские отношения с соседними землями. Каждый день из порта уходили несколько кораблей с продуктами и другим провиантом для продажи или обмена. Принцип "ты мне я тебе" был самым действенным. Именно так в Московское княжество попадали драгоценные камни, шёлк и другие диковинные штучки. Современная трактовка термина "импорт" содержит экономический подтекст, однако основной смысл сохранился.

Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещественную форму. При этом под экспортными операциями понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту; под импортными операциями понимается деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.

В международной коммерческой практике под экспортом и импортом понимаются обычно только операции, осуществляемые на коммерческой основе, а именно, на основе заключения и исполнения международных торговых сделок - контрактов купли-продажи. Поставки в виде помощи, даров и другие, осуществляемые на безвозмездной основе, в стоимость экспортно-импортных операций, как правило, не включаются, а учитываются отдельно.

Экспортно-импортные операции считаются совершенными, если товар пропущен через государственную границу страны контрагента, что возможно после выполнения определенных таможенных формальностей и процедур, в числе которых предоставление сведений для статистического учета. Таможенный учет экспортно-импортных грузов - база статистического учета международных товарных потоков. Он кладется в основу национальной внешнеторговой статистики каждой страны и статистики международной торговли в целом, которая ведется и публикуется международными коммерческими организациями системы ООН. Поэтому единообразию ведения таможенного статистического учета, унификации понятий, стандартизации внешнеторговой документации придается чрезвычайно большое значение как на международном, так и на национальном уровнях.

Остановимся на некоторых определениях, используемых в международной коммерческой практике при совершении экспортно-импортных операций.

Экспорт. Под экспортом понимаются и статистически учитываются:

  • * вывоз из страны товаров, произведенных, выращенных или добытых в стране, а также товаров, ранее ввезенных из-за границы и подвергшихся переработке;
  • * вывоз товаров, ранее ввезенных, переработка которых происходила под таможенным контролем;
  • * вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в, стране экспорта какой-либо переработке. Такой экспорт называется реэкспортом. Предметом реэкспорта чаще всего выступают товары, реализуемые на международных аукционах и товарных биржах; к реэкспортным операциям относятся и операции, осуществляемые без завоза товара в свою страну. Такого рода операции, по сути, не относятся к экспорту или импорту данной страны, хотя и учитываются таможенной статистикой. Они совершаются торговыми фирмами в целях извлечения прибыли благодаря разнице цен на один и тот же товар на разных рынках. Реэкспортными операциями являются также операции по вывозу товаров с территории свободных зон и приписных складов. Они учитываются таможенной статистикой как экспортные операции

Импорт. Под импортом понимаются и статистикой учитываются:

  • - ввоз в страну товаров иностранного происхождения непосредственно из страны-производителя или страны-посредника для личного потребления, для промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий иди же для переработки с целью потребления внутри страны, или же с целью вывоза из нее;
  • - ввоз товаров из свободных зон или приписных складов;
  • - ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. Такой импорт называется реимпортом. К реимпорту относятся товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и др.;
  • - ввоз товаров для переработки под таможенным контролем. Сюда относятся такие товары, которые ввозят в страну для переработки с целью вывоза готовой продукции, содержащей в себе данный товар в переработанном или измененном виде. Например, ввоз оливкового масла для производства на экспорт сардиновых консервов. В этих случаях, как правило, импортер освобождается от уплаты таможенной пошлины при ввозе товара для переработки его под таможенным контролем.

Важно иметь в виду, что в стоимость экспорта и импорта таможенный учет включает также все товары, поставляемые материнскими компаниями транснациональных корпораций (ТНК) своим дочерним компаниям, находящимся на территории других стран. Практически только таким образом учитывается внутрифирменный обмен, осуществляемый в рамках ТНК, который включается в международный товарообмен. На основе данных таможенной статистики можно определить долю ТНК в международной торговле.

Кроме того, в стоимость товарного экспорта и импорта включаются:

  • - стоимость поставок комплектного оборудования и материалов, включая стоимость технических услуг;
  • - лицензионные отчисления;
  • - стоимость товаров, проданных или купленных через торговых посредников на ярмарках и выставках;
  • - стоимость товаров, предоставляемых в аренду иностранному контрагенту и перемещаемых через таможенную границу (учитывается и публикуется отдельно).

Таможенная территория. Под таможенной территорией понимается территория, на которой контроль за ввозом и вывозом товаров осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с государственной границей страны: при таможенных союзах двух или нескольких государств (например, Бельгия и Люксембург), при наличии в стране свободных зон, при выравнивании по соглашению граничащих государств таможенных границ (когда по географическим условиям установление таможенного контроля на пограничной территории не представляется возможным или удобным). Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны и обычно публикуются в специальной печати. Правительства решают также вопросы о выделении из таможенной территории страны приписных складов и свободных зон, не подлежащих таможенному контролю.

Транзитные операции. Под прямым транзитом товаров следует понимать перевозку их из одной страны в другую через территорию или воздушное пространство третьей страны. Он не включается ни в экспорт, ни в импорт, а учитывается по видам транспортных средств, количеству перевезенных грузов, по странам отправления и странам назначения Под косвенным транзитом обычно понимают складирование товаров в таможенные склады с целью их вывода в переработанном виде в другую страну.

Операции на территории свободных зон. Свободной зоной (зоной свободной торговли, свободной экономической зоной) называется территория порта, находящаяся вне таможенной территории данной страны. Ввозимые на территорию этих зон товары не облагаются таможенными пошлинами и освобождаются на время пребывания там и при ввозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления или производства.

На складах, расположенных в свободной зоне, товары хранятся до их перемещения внутрь страны через таможенную границу или до их реэкспорта. В первом случае уплачивается соответствующая таможенная пошлина, во втором - товары вывозятся без соблюдения каких-либо таможенных формальностей

На территории свободных зон совершаются операции: по очистке и сушке сырьевых товаров, оклейке этикетками и снабжению ключами консервных банок, расфасовке и розливу напитков в розничную тару, подбору товаров по ассортименту; по сортировке и перегрузке товаров; по отбору товарных образцов и ознакомлению с ними покупателей.

В экономически развитых странах насчитывается примерно 235 действующих свободных зон, в том числе в США - 145, в странах Западной Европы - 90, из них в Швейцарии - 26, Испании - 22, Италии - 11, во Франции - 10, в Финляндии - 7, в Германии - 6. В Канаде имеются 3 свободные зоны, в Японии и Австралии - по 1 .

Страны, не имеющие выхода к морю, пользуются свободными зонами близлежащих портов на основе международных соглашений.

В использовании режима свободных зон заинтересованы фирмы - как импортеры, так и экспортеры товаров, поскольку это может дать некоторую экономию на накладных расходах. Так, импортер до совершения сделки может произвести осмотр товара, получить необходимые образцы, провести испытания, переупаковать товар для розничной продажи. Экспортер может изменить или перемаркировать товар, отремонтировать поврежденные изделия. Свободные зоны используются также в целях отсрочки уплаты таможенных пошлин на иностранные товары до тех пор, пока они не поступят на рынок страны. При реэкспорте таможенные пошлины вообще не уплачиваются. Иностранные фирмы при ввозе продукции, на которую в стране установлены квоты, обычно пользуются зонами для хранения товаров, ввезенных с превышением установленных квот до начала действия квоты следующего периода. Товары, лимитируемые квотами, могут после поставки в зоны быть использованы для изготовления различных изделий, ввоз которых не ограничивается.

Экспортно-импортные операции могут быть как прямыми, так и косвенными, т.е. осуществляться как самими владельцами товаров, так и посредниками. В роли последних могут выступать брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, оптовые покупатели, промышленные агенты. Посредники берут на себя многочисленные функции по реализации товаров. Например, они могут осуществлять поиск иностранных, партнеров, подготовку документов и совершение сделки, транспортно-экспедиторские операции, кредитно-финансовое обслуживание и страхование товаров, послепродажное обслуживание, изучение рынков сбыта, рекламирование, выполнение таможенных формальностей и другие действия. Помимо экспортно-импортных операций в практике международных экономических отношений для реализации товаров используются и такие специальные формы внешней торговли, как торги, аукционы и биржи.

Разновидностью экспортно-импортных операций являются:

реэкспортные операции;

реимпортные операции.

Реэкспорт - это вывоз за границу ранее ввезенного в данную страну товара, не подвергшегося в ней какой-либо переработке. Реэкспортные операции возможны в самых разных ситуациях. Во-первых, реэкспорт возникает как естественное продолжение торговой операции. Продавец ввозит товар в страну для реализации его на бирже или аукционе, но он может быть продан покупателю из третьей страны и вывезен. Во-вторых, реэкспорт может появиться из-за перерыва нормального хода реализации товара. Если продавец отправил товар покупателю, но последний по каким-либо мотивам не может его оплатить, то он стремится перепродать товар другому покупателю в этой стране или в третьей стране. Уход товара в третью страну и есть реэкспорт. Это вынужденный реэкспорт. В-третьих, возможно также выполнение реэкспортной операции без предварительного завоза товаров из-за границы, так как они могут быть отправлены новому покупателю, минуя реэкспортную страну. Торговые фирмы многих крупных стран часто прибегают к операциям по перепродаже товаров, используя с целью получения прибыли разницу в ценах на один и тот же товар. Кроме фирм, занимающихся чистым реэкспортом, выгоду получает и страна от перевозки реэкспортируемых товаров, осуществляемой при помощи ее транспортных средств, от проведения страховых, кредитных и иных посреднических операций. И, наконец, в-четвертых, реэкспортные операции возникают и при строительстве крупных объектов с помощью иностранных фирм. Практика показывает, что иностранный поставщик часто закупает отдельные виды материалов и оборудования в третьих странах и отправляет их на стройку без завоза в страну реэкспорта. Реэкспортные операции без завоза в страну реэкспорта, по сути, не являются экспортом данной страны, но они учитываются таможенной статистикой и потому относятся к классу реэкспортных операций.

Реэкспортируемые товары, как правило, не подвергаются переработке. Однако могут быть произведены незначительные работы, которые не меняют наименования товара: смена упаковки, нанесение специальной маркировки, снабжение ключами консервных банок и т.д. Но если стоимость дополнительных действий по переработке товара превысила половину его экспортной цены, то согласно торговой практике товар меняет наименование и более не считается реэкспортным, а операции по его продаже превращаются в экспортные.

Что касается реимпортных операций, то их существование связано с ввозом из-за границы ранее экспортированных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. Ими могут быть изделия, которые не удалось продать на аукционах, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и другие.

Наряду с обычными экспортно-импортными сделками по реализации товаров, каждая из которых завершается получением или уплатой денежной суммы за экспортный или импортный товар, в практике международных экономических отношений широко применяются так называемые товарообменные операции иди встречная компенсационная торговля. Встречная торговля включает операции по реализации товаров, когда предусматриваются встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров продукцию на часть или полную стоимость экспортируемых товаров. Все многообразие встречных сделок в зависимости от организационно-правовой основы или принципа компенсации можно разделить на три группы:

товарообменные сделки на безвалютной основе;

торговые компенсационные сделки на денежной основе;

промышленные компенсационные сделки.

Рассмотрим более внимательно содержание каждой из них.

Товарообменные соглашения на безвалютной основе предполагают оплату поставок продукции в натуральной форме, когда продажа одного или нескольких товаров одновременно увязывается с приобретением другого товара и расчеты в денежной форме не производятся. Такие сделки различаются по срокам поставок и могут осуществляться с одновременной или краткосрочной поставкой и длительным сроком исполнения.

Сделки с единовременной поставкой делятся на бартерные сделки и прямую натуральную компенсацию. Бартер предусматривает оформление одного контракта, в котором фиксируются натуральные объемы обмениваемых товаров на основе мировых цен с учетом расходов на перемещение грузов. Движение встречных потоков товаров происходит, как правило, одновременно в указанные пункты назначения, а разрыв между поставками не превышает одного года. На количество передаваемых сторонами друг другу товаров не влияет изменение уровня цен на мировом рынке. Объектами бартерных сделок в основном являются согласованные наборы однородных товаров, преимущественно сырья, что практически исключает возможности товарного маневрирования. Именно поэтому бартер является наименее распространенной сделкой во встречной торговле.

Другой вид безвалютной краткосрочной взаимной поставки товаров - прямая компенсация. Ее отличие от бартера состоит в том, что стороны согласуют цены на взаимопоставляемые товары, которых может быть не два, а несколько. Сделки типа прямой натуральной компенсации обычно заключаются между универсальными торговыми домами, экспортно-импортными фирмами, оптовыми и розничными организациями разных стран, предлагающими широкую номенклатуру товаров на мировом рынке.

Товарообменные сделки на безвалютной основе с длительными сроками исполнения также могут принимать различную форму. Например, крупные компании, имеющие на внешних рынках собственные подразделения, заключают базовое соглашение с какой-либо одной организацией в стране-импортере, которое позволяет им сгруппировать все встречные закупки на длительный срок. Сделки о товарообмене могут оформляться и на основе писем-обязательств сроком на три-пять лет. Определив номенклатуру товаров, компании в письмах-обязательствах указывают общее количество товаров, подлежащих обмену. Цены согласовываются ежеквартально или один-два раза в год. Иногда товарообменные соглашения с длительным сроком исполнения имеют характер общих протоколов, в которых указываются списки взаимопоставляемых товаров. Впоследствии стороны на основе этих протоколов заключают отдельные контракты. Протоколы о товарообмене служат для подписавших их сторон основой достижения сбалансированного уровня взаимного товарообмена в течение определенного срока.

Значительную часть встречной компенсационной торговли занимают торговые компенсационные сделки на денежной основе, предусматривающие участие экспортера в реализации товаров, предлагаемых импортером. Все сделки этого типа можно разделить на следующие группы:

краткосрочная торговая компенсация;

встречные закупки;

сделки типа «оффсет»;

сделки типа «свитч»;

авансовые закупки.

Участвуя в краткосрочной торговой компенсации на денежной основе, продавец товара соглашается получить оплату частично или полностью в виде поставок покупателя. В отличие от бартера при краткосрочной торговой компенсации партнеры выставляют счета в денежной форме. Экспортер получает выручку за свои поставки только после того, как будут реализованы товары, идущие по встречным обязательствам, хотя возможен частичный платеж немедленно по получении товара. Краткосрочные товарообменные компенсационные сделки обычно проводятся экспортно-импортными торговыми фирмами двух или более стран по относительно широкой номенклатуре товаров и в них может быть вовлечено большое число национальных поставщиков и потребителей, пользующихся их услугами. Поэтому экспортер может передать свои обязательства по импорту третьей стороне. Но это нисколько не меняет сути самой сделки. Особенностью этого типа сделок является и то, что они не ограничиваются взаимной поставкой товаров, а предусматривают взаимное удовлетворение интересов контрагентов в любой другой форме. Так, краткосрочным соглашением о торговой компенсации может предусматриваться, что российская фирма покрывает 10-20% стоимости товаров, полученных от зарубежных контрагентов не встречными поставками товаров, а внесением этой суммы в рублях в российский банк на его счет. Такие условия иностранный партнер может оговорить в договоре для того, чтобы иметь возможность оплатить услуги своих агентов в России, покрыть расходы по участию в выставке и т.п.

Весьма распространенной формой встречной компенсационной торговли являются так называемые встречные закупки. При заключении такого рода сделки экспортер обязуется закупить или обеспечить закупку третьей стороной товаров импортера, составляющих по стоимости определенный процент от его собственной поставки. При этом предполагается подписание двух отдельных контрактов: одного - на первоначальный экспорт, а второго - на встречную закупку. При этом не указываются конкретные товары, закупаемые по встречным поставкам, а фиксируется только сумма и срок поставки. Основное отличие встречных закупок от краткосрочной торговой компенсации на денежной основе состоит в том, что при встречных закупках платежи по первоначальной и встречным поставкам производятся независимо друг от друга.

Сделка типа «оффсет» - это своего рода джентльменское соглашение, которое не содержит имеющего законную силу юридического обязательства экспортера в отношении встречной закупки. Однако предполагается, что экспортер согласен закупить товары у импортера на сумму, составляющую определенную долю от экспортной поставки, причем эта доля часто превышает 100 процентов. Такого рода сделки практикуются между фирмами развитых стран, и они, как правило, связаны с правительственными закупками военной техники, оборудования для атомных электростанций и других промышленных объектов, которые частично финансируются поступлениями от встречных поставок.

Содержанием сделок типа «свитч» является передача экспортером своих финансовых обязательств по встречной закупке третьей стороне, обычно крупной специализированной торговой фирме. Такая сделка избавляет экспортера от создания собственного сбытового подразделения для встречных закупок товаров, не соответствующих его основному профилю. Строго говоря, такие передачи финансовых обязательств не являются самостоятельной формой торговли и могут применяться в сочетании с любым типом встречной торговли, кроме бартера.

В отличие от всех ранее названных видов сделок особенностью авансовых закупок является то, что экспортная и импортная поставки здесь меняются местами. Экспортер, заинтересованный в продаже своих товаров определенному партнеру, сначала закупает у него какую-либо продукцию. Тем самым в дальнейшем он освобождается от обязательства по встречным закупкам в рамках данной конкретной сделки. Схема этого типа соглашения выглядит примерно так: заинтересованные стороны подписывают контракт об авансовой закупке, в котором содержится положение, предусматривающее, что экспортный контракт будет подписан позднее; затем при его оформлении экспортер может включить в условия сделки право передачи экспортной поставки любой фирме своей страны по собственному усмотрению; выступив в качестве посредника, фирма-экспортер, передавая право на продажу товара другой фирме, взимает с нее комиссионное вознаграждение.

Рассмотренные выше виды встречной компенсационной торговли не предусматривали какой-либо производственной увязки обмениваемых партнерами товаров. Вещественное наполнение встречных поставок не определялось спецификой товаров первоначального экспорта и зависело от чисто рыночных факторов. Такого рода обмен не создавал основательных предпосылок для существования длительных устойчивых экономических отношений между партнерами разных стран. Когда же встречная торговля является частью промышленного сотрудничества, то она непосредственно увязывается с производственной сферой и создает особую классификационную группу встречных поставок, которая получила название промышленных компенсационных сделок. Компенсационные соглашения о промышленном или любом другом производственном сотрудничестве предполагают, что поставки оборудования для сооружаемых объектов будут оплачиваться встречными поставками товаров, производимых с его помощью. Такие сделки получили широкое распространение в добывающей промышленности развивающихся стран в рамках договоров о сотрудничестве по разработке природных ресурсов с крупными иностранными фирмами, но они имеют место и в обрабатывающих отраслях.

Крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обратной закупкой товаров различаются в зависимости от уровня и размеров поставок. Соглашения, в которых обязательства по встречным закупкам выше стоимости поставляемого оборудования, оформляются тремя группами взаимосвязанных контрактов - контрактом на поставку оборудования и предоставление технических услуг, контрактом на поставку конечной продукции на основе долгосрочного соглашения и банковским соглашением о предоставлении кредитов. Встречные закупки осуществляются в течение 20 - 25 лет по ценам, устанавливаемым на базе мировых цен. Сделки, в которых обязательства по компенсационным закупкам равны или ниже стоимости поставляемого оборудования, имеют специфические особенности в зависимости от отраслей промышленности. Так, во многих соглашениях вместо готовой конечной продукции предусматриваются компенсационные поставки промежуточных изделий. Цены могут устанавливаться на базе цен, определяемых фирмами, или на основе издержек производства у предприятий-поставщиков.

Встречная торговля в рамках промышленного сотрудничества иногда выступает и в форме сделок типа «развитие - импорт». Эти соглашения имеют место преимущественно в отраслях обрабатывающей промышленности и предполагают, что встречные поставки будут покрывать затраты иностранных поставщиков оборудования и услуг. В то же время в сделках «развитие - импорт» развивающиеся страны для встречных поставок используют не только продукцию построенных предприятий, но и товары своего традиционного экспорта. В связи с тем, что такой оборот дела не всегда удовлетворяет экспортера оборудования, он может переуступить свои обязательства по встречной закупке третьей стороне. Подобная переуступка именуется цессией, а третья сторона, принимающая на себя обязательства по встречной закупке, - цессионером.

При оформлении экспортных сделок на лицензируемые товары необходимо оформить соответствующее разрешение (лицензию) на вывозимый товар.

Для пропуска товаров через границу отправитель должен заполнить грузовую таможенную декларацию.

Организация доставки товаров заграничному партнеру предполагает наряду с выбором транспорта заключение договоров на транспортирование товаров, а также обеспечение подготовки и отправки грузов.

В международной торговой практике используются два основных метода осуществления коммерческих операций: прямой и косвенный.

Прямой метод (direct) предполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем: поставку товаров непосредственно конечному потребителю и закупку товаров непосредственно у самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи.

Косвенный метод (indirect) предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца.

Прямой метод используется фирмами чаще всего:

  • - при продажах и закупках на внешних рынках промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов;
  • - при экспорте крупногабаритного и дорогостоящего оборудования;
  • - при экспорте стандартного многосерийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании, имеющие собственную розничную сеть;
  • - при закупках сельскохозяйственных товаров непосредственно у фермеров-производителей в развивающихся странах;
  • - прямой экспорт и импорт составляет значительную часть операций, осуществляемых государственными предприятиями и учреждениями как промышленно развитых стран, так и развивающихся стран.

Осуществление непосредственных коммерческих операций, в особенности экспортных, имеет ряд преимуществ:

  • а) позволяет налаживать более тесные контакты с иностранными потребителями;
  • б) лучше изучать условия рынка и быстрее приспосабливать свои производственные программы к спросу и требованиям иностранного рынка.

Прямые связи характеризуются следующими особенностями:

  • - предусматривают поставку заранее определенных (согласованных) видов продукции, ориентированной на специфические требования и запросы конкретного иностранного потребителя (или группы потребителей);
  • - носят целенаправленный характер, поскольку осуществляются на основе предварительно получаемых поставщиком заказов или заранее согласованных поставок, преимущественно при поставках сложного и комплектного оборудования. Такие связи не ограничиваются только отношениями между поставщиком-экспортером и покупателем-импортером оборудования. Они влекут за собой установление целой системы непосредственных связей между специализированными фирмами, участвующими в комплектации поставки, то есть субпоставщиками. Между этими фирмами образуются тесные и устойчивые кооперационные связи, которые могут начинаться на стадии научно-исследовательских и проектных работ. Получила развития тенденция, когда метод непосредственных связей при поставках комплектного оборудования распространяется не только на иностранные фирмы, находящиеся в стране импортера. Такая практика обеспечивает тесные контакты между экспортером и импортером в процессе создания объекта, согласованность и координацию их действий по вводу его в эксплуатацию.
  • - длительность (долговременность) и устойчивость отношений потребителя с поставщиками необходимого для производства сырья, материалов, комплектующих изделий, компонентов с целью стабильного обеспечения производственного процесса ресурсами; эти связи ориентированы на учет требований к характеру продукта, предъявляемых конечным потребителем. И здесь создается развернутая цепь взаимосвязей и отношений между крупными фирмами и независимыми компаниями, связанными прямыми производственными отношениями на основе специализации и кооперирования производства. В основе таких отношений лежит метод заключения долгосрочных контактов, предусматривающих регулярную поставку согласованных количеств товаров на протяжении установленного в контракте срока.

Использование метода прямых связей широко распространено в современной международной коммерческой практике. По некоторым подсчетам, у американских фирм на долю прямых продаж приходится более двух третий всей экспортной продукции промышленного назначения, у английских - около 70% . При этом такие связи не прекращаются и после поставки комплектного оборудования, а продолжаются в связи с его монтажом, наладкой и пуском в эксплуатацию, а также техническим обслуживанием в процессе эксплуатации. Иначе говоря, речь идет о таких непосредственных связях с конечным потребителем продукции, когда последний сам определяет объем поставки, свойства, качества будущей продукции, сроки ее изготовления. При поставках комплектного оборудования будущий покупатель часто сам участвует в определении конкретных технико-экономических показателей закупаемого оборудования.

Важную роль в расширении прямых связей сыграло создание транснациональными корпорациями своих сбытовых и производственных заграничных дочерних компаний, которые выступают на рынках других стран как контрагенты. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, поскольку отражает изменения в характере взаимоотношений между производителем и конечным потребителем.

Наличие прямых связей с внешним рынком позволяет экспортеру налаживать наиболее тесные контакты с иностранными потребителями, лучше изучать условия рынка и быстрее приспосабливать свои производственные программы к спросу и требованиям иностранного рынка. Это приобрело особо важное значение в современных условиях резкого обострения конкурентной борьбы на мировом рынке.

Важное значение в расширении прямых экспортно-импортных операций имеет наличие государственных предприятий и учреждений преимущественно в развивающихся странах, которые свою внешнеторговую деятельность осуществляют путем организации и проведения торгов.

Развитие прямых международных коммерческих связей привело к относительному уменьшению значения косвенного экспорта и импорта, хотя роль торгово-посреднического звена в целом продолжает оставаться довольно высокой. С помощью торговых посредников реализуется более половины всех товаров, вовлекаемых в международный товарооборот. Особенно велика роль торговых посредников при сбыте стандартного промышленного оборудования и потребительских товаров.

К услугам торговых посредников крупные промышленные компании прибегают при реализации второстепенных видов продукции, а также на отдаленных, труднодоступных и слабо изученных рынках, рынках малой емкости, при продвижении новых товаров, при отсутствии в странах-импортерах собственной сбытовой сети и в тех случаях, когда ввоз в страну определенных товаров монополизирован крупными торгово-посредническими фирмами. Услугами торговых посредников пользуются и крупные промышленные фирмы, объем экспортно-импортных операций у которых невелик, а также мелкие и средние фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции эпизодически.

Использование торговых посредников обеспечивает промышленным фирмам-экспортерам определенные преимущества. Они особенно значительны при сбыте стандартных видов машин и оборудования, требующих послепродажного технического обслуживания. Наличие у торгово-посреднических фирм собственной сети технического обслуживания (складов запасных частей, ремонтных мастерских, кадров специалистов) значительно облегчает освоение новых рынков. Торгово-посреднические фирмы, как правило, хорошо знают требования местного рынка, имеют устойчивые деловые связи, осуществляют всю деятельность, связанную с поставкой товаров и оформлением документации, располагают большими возможностями в отношении организации рекламы, участия в ярмарках и выставках и др.

В современных условиях торговые посредники, продолжая сохранять свою юридическую независимость, все более подпадают под влияние крупных фирм, которые во многом предопределяют сферу и характер их деятельности. В связи с этим значительно усилилась специализация торговых посредников на операциях с определенной группой товаров. В особенности это касается оптовых фирм, осуществляющих торговлю определенными видами сырья, а также розничных фирм в торговле технически сложной продукцией, требующей послепродажного обслуживания. Важной чертой является изменение характера взаимоотношений между торговым посредником и производителем-экспортером.

Характерной чертой происходящих изменений является также усиление тенденции к подчинению крупнейшими фирмами заграничной дилерской сети, которую они ориентируют на продажу конкретных видов товаров. Хотя формально дилеры сохраняют свою независимость, по существу их деятельность направляется, финансируется и контролируется из штаб-квартиры материнской компании. В целях избежания конкуренции крупные фирмы стремятся также координировать деятельность работающих на них агентов путем закрепления за ними определенных рынков или отдельных районов страны, а также путем запрещения продавать конкурирующие товары других фирм.

Еще с советских времен в словаре прочно заняло свое место слово «импорт». Практически все знают, что данный термин означает ввоз различных товаров, услуг, технологий, разработок, работ на территорию государства из-за границы без обязательства на их вывоз обратно. Но кто же такой «импортер»? Это достаточно широкое понятие, которое стоит рассмотреть подробнее.

Определение понятия

С экономической точки зрения импортер - это физическое или юридическое лицо, занимающееся ввозом каких-либо товаров из другой страны. В качестве импорта могут выступать и различные услуги, получаемые за рубежом.

Если взять более широкое понятие, то импортером является сторона в международном экономическом сотрудничестве, которая занимается закупкой товаров, услуг, труда, капитала и пр. за границей и ввозом их на территорию своей страны для пользования или потребления.

Товарообмен между разными партнерами всегда проходил в рамках международных торговых отношений. Еще с давних времен существовал натуральный обмен продуктами питания, тканями, различными предметами быта. Принципы импортно-экспортных операций в основном не изменились, правда, увеличился их масштаб и усовершенствовались технологии оплаты, реализации, появились таможни и новые налоговые инструменты.

Кто является импортером

Кто имеет право носить название «импортер»? Это может быть индивидуальный предприниматель, фирма, корпорация, организация. Данный термин иногда применяют даже к государствам, которые активно ввозят из-за границы те или иные товары.

Финансисты рассматривают две категории признаков, по которым можно определить импортера:

  • возможность пересекать границу и проходить таможню со всеми необходимыми документами, оформленными по международным правилам и сертификатам;
  • ввоз продукции и товаров на таможенную территорию государства.

Если объединить все эти признаки, то приходим к выводу, что импортер - это лицо, которое имеет право пересекать границу согласно международным правилам и ввозить на территорию своей страны товар из-за рубежа.

Товары для импорта

В условиях современности внешние экономические связи постоянно укрепляются и получают разные выражения. Так, за счет товарообмена на международном уровне решается проблема нехватки того или иного продукта в тех регионах, где он не производится.

Предметом для реализации внешней торговой деятельности может стать широкий спектр товаров и услуг, а также результаты интеллектуальной деятельности (включая инновации, новые технологические проекты и разработки). Все это в обязательном порядке регламентировано современными законами. Например, страны-импортеры, которые не владеют залежами полезных ископаемых, закупают нефть, уголь, железную руду у других государств. В то же время эти же державы могут производить изделия из железной руды и экспортировать уже готовую продукцию.

Ситуация на отечественном рынке

Сегодня на рынок Российской Федерации поставляются самые разные товары, импортируемые из стран ближнего и дальнего зарубежья:

  • бытовая и медицинская техника;
  • изделия легкой и тяжелой промышленности;
  • продукты питания (детское питание, молочные изделия, овощи, фрукты);
  • производственное оборудование;
  • научные и прикладные разработки и технологии;
  • грузовые и легковые автомобили, автозапчасти.

За последние несколько лет РФ заключила договоренности о товарообмене и внешнеэкономическом торговом сотрудничестве со многими государствами. В их число входят страны СНГ, Евросоюз, а также Китай, Бразилия, Индия и др. Импортеры России поставляют в страну автомобили, машины, оборудование, медикаменты, черные металлы, одежду и обувь, нефтепродукты, каучук синтетический, химические препараты (для ухода и защиты растений), чай, кофе, сельскохозяйственную продукцию, продукты питания, ткани и пр.

Импорт - это перевозка товаров в другую страну с целью продажи, отличной от той, в которой они были произведены. Компании, которые закупают продукцию из других стран, а затем привозят ее в Россию для продажи называются импортирующими.

Множество небольших бизнесов предпочитают импортировать продукцию, создание которой у нас в стране может быть не совсем выгодно для них. Например, все виды одежды, электроника, крупные товары и так далее. Часто производство в других странах позволяет создавать продукт по наименьшей себестоимости в связи с относительно низким уровнем заработных плат работникам. Более того, существуют и некоторые типы товаров, производство которых возможно не во всех странах.

Запрещенные товары и необходимые лицензии для импорта

Этот список меняется время от времени и зависит от многих факторов: начиная с запрета на какие-то составляющие товара, заканчивая политическими причинами.

Таможня четко контролирует все ввозимые грузы в Россию и запрещает следующие основные виды товаров (не полный список):

  • Опасные детские игрушки;
  • Запрещенные химические вещества;
  • Некоторая мясная продукция;
  • Машины с низким уровнем безопасности для водителей;
  • Мех домашних животных.

Некоторые типы продуктов можно ввозить несмотря на то, что они запрещены, но для этого требуется специальное разрешение. Вот некоторые из этого списка:

  • Огнестрельное оружие;
  • Живая рыба;
  • Охотничьи трофеи;
  • Шкуры некоторых виды животных;
  • Животные;
  • Растения и семена.

Также стоит учитывать запрет на экспорт определенных товаров в других странах. Скорее всего у вас не получится импортировать следующие виды товаров:

  • Религиозные ценности древности;
  • Меха;
  • Слоновые кости;
  • Контрафактная продукция, например, дизайнерские вещи.

Данные примеры приведены для ознакомительного характера, но они не полные и могут меняться время от времени. Поэтому, прежде чем инвестировать денежные средства в закупку продукции для бизнеса, уделите время для изучения законодательства. Более того, ознакомьтесь обязательно с налогами и другими возможными расходами при импорте выбранной продукции. Все это поможет вашему бизнесу избежать напрасных трат.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама